Вертикальные соглашения между производителями и дилерами, устанавливающие цену перепродажи товара, ограничивающие условия последующей перепродажи и выбор контрагентов, запрещаются в России согласно постановлению правительства. По мнению экспертов, это может привести к снижению цен в магазинах.

Глава ФАС Игорь Артемьев назвал постановление "праздником для бизнеса и потребителей". По его словам, документ вносит "абсолютную ясность в то, что можно и что нельзя делать партнерам при сбыте товаров или услуг друг другу".

В пример Артемьев привел так называемое дело "Кока-колы", которое ФАС рассматривало в 2005 году и вынесло предупреждение: компания поставляла продукцию дилерам и торговцам только при условии продавать исключительно ее товар, ограничивая доступ на прилавки напитков компаний-конкурентов.

"Подобные вертикальные соглашения между производителями и дилерами, направленные на дискриминацию покупателей, отныне запрещаются, если приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, ограничению компаний, приобретающих товар для последующей перепродажи, и в их выборе контрагентов, у которых они также могут купить аналогичные товары", - сообщает газета.

Исключение, по словам Артемьева, постановление оставляет за фирменными магазинами определенных компаний и магазинами, торгующими эксклюзивными товарами. Кроме того, исключение предоставляется и для научно-исследовательских компаний, работающих друг с другом в кооперации. Для них в этом случае конкуренции не существует.

Постановлением правительства утверждены так называемые "общие исключения" в отношении соглашений между покупателями и продавцами. В соответствии с документом они признаются допустимыми, если в совокупности выполняются три условия.

Во-первых, если продавец продает товар не менее чем двум покупателям, при этом его доля на рынке этого товара менее 35%. Если же продавец продает товар единственному покупателю, доля последнего на рынке этого товара должна составлять менее 35%.

Во-вторых, если продавец и покупатель не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи.

В-третьих, если покупатель не производит товары, взаимозаменяемые по отношению к товарам, которые являются предметом соглашения.

Список условий, при которых соглашения между покупателем и продавцом не признаются допустимыми, значительно обширнее. Эксперты выделяют как наиболее значимое одно из них: условия, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, в том числе условие о минимальной цене перепродажи товара или фиксированной цене перепродажи товара.

"В идеале реализация данного пункта должна привести к конечному снижению цен на магазинных полках", - сказал газете ведущий юрисконсульт Московской коллегии адвокатов Павел Карпенко. - Однако, к сожалению, само по себе данное постановление не исключает существования "серых" схем. В современных условиях довольно трудно выработать единое законодательство, которое бы охватывало все возможные стороны проблемы".

Другие эксперты уповают как раз на развитие законодательства.

"Ни для кого не секрет, что ограничение возможности покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар, - распространенная практика, - сказала директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова. - Однако чтобы пресечь ее, нужен более детальный проговор запрета на законодательном уровне".