Всплеск позитива в потребительских настроениях граждан в первом полугодии 2016 года и увеличение реальных зарплат обернулись ростом покупок автомобилей и квартир в кредит. Такое поведение домохозяйств не связано с долгосрочными планами увеличения потребления, а отражает основную стратегию адаптации к девальвационным и инфляционным рискам. 

На фоне краткосрочного всплеска наблюдаемой гражданами инфляции с 18,5% в годовом выражении в мае до 19,2% в июле 2016 года, ожидаемая годовая инфляции стабилизировалась на уровне более 14%, свидетельствуют данные расширенного мониторинга инфляционных ожиданий и потребительских настроений Банка России в апреле--июне 2016 года. 

Стабилизация инфляционных ожиданий сопровождалась сохранением индекса потребительской уверенности на прежнем уровне, а потребительские ожидания домохозяйств на следующий год росли вплоть до июня. Индекс ожиданий в мае фактически подобрался к нулевой отметке (0,97 пункта), но потерял 0,2 процентных пункта в июне, свидетельствуют данные ЦБ. Схожие наблюдения содержатся и в мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения РАНХиГС. В июне росла доля тех, кто не видит изменений в экономике, а тех, кто наблюдает ухудшение ситуации и называет происходящее кризисом,— снизилась, но составляет более 30%. 

Помимо замедления инфляции, стабилизации ожиданий и курса рубля, позитива домохозяйствам добавило увеличение реальных зарплат, пик которого во втором полугодии 2016 года пришелся на первый квартал. И хотя расчеты Всемирного банка и ЦМАКП свидетельствуют о рекордном всплеске безработицы в конце второго квартала, опасения граждан быть уволенными или попасть под сокращение оклада, по данным ЦБ, стабилизировались на уровне 37-40%. Среди представителей среднего класса доля респондентов, опасающихся увольнения, уменьшилась с 44% в первом квартале 2016 года до 39% во втором квартале 2016 года, свидетельствуют показания потребительского "индекса Иванова" Sberbank CIB. Норма сбережений граждан в первом полугодии сокращалась, а темпы падения потребления замедлялись. Согласно оценкам ЦМАКП, во втором квартале 2016 года потребление непродовольственных товаров снизилось на 0,3% против 0,6% за первый квартал, тогда как темпы спада потребления продовольствия, напротив, ускорились. 

Всплеск частного спроса был поддержан резким увеличением объема вновь выданных кредитов в первом квартале на фоне снижения процентных ставок. Взятое в долг граждане пустили на покупку квартир, автомобилей и электроники. При этом, отметим, что, согласно опросам ЦБ, отношение домохозяйств к покупкам в долг стабильно негативное — лишь 7% собираются взять новый кредит в ближайший год. "Тем не менее число заявивших о наличии в их семье кредита за последний год выросло с 34% до 36%, причем в первую очередь — за счет роста доли тех, кто говорит об ипотеке и автокредите",— отмечают авторы исследования. Заметим, что наибольшую потребительскую активность проявляет средний класс — в составе "индекса Иванова" оценка условий для совершения крупных приобретений стабильно росла, пройдя минимум в четвертом квартале 2015 года. 

Скачок кредитования вылился не только в фактическую стабилизацию потребления непродовольственных товаров, но и в увеличение размера ежемесячных платежей по кредитам в семьях — с 7 тыс. до 8 тыс. руб. за последние три месяца; медианного значения общей суммы долга (с 90 тыс. до 100 тыс. руб. за счет семей, которые взяли ипотечный кредит, автокредит либо являются владельцами кредитной карты) и среднего ожидаемого срока погашения кредита с 13 до 14 месяцев, отмечается в исследовании ЦБ. 

По данным Объединенного кредитного бюро, с января по май 2016 года количество просроченных ипотечных кредитов увеличилось на 22%, а объем просроченной задолженности по ипотеке — на 17%. А по данным Национального агентства финансовых исследований, половина ипотечных заемщиков выплачивает по кредиту более 30% своих доходов. При этом медианная оценка доходов семьи в последние три месяца, согласно опросам ЦБ, остается стабильной. "Наиболее привлекательным способом компенсировать инфляционные потери людям представляются инвестиции в иностранную валюту, а также, в меньшей степени, в недвижимость",— заключают авторы доклада.