Наличные деньги теряют свои позиции в России - таков вывод исследования PayPal и Data Insight, посвященного новейшим трендам в области онлайн-коммерции и электронных платежей.

По словам главы PayPal в России Владимира Малюгина, тренд меняется радикально и бесповоротно: вернуться к ситуации, когда люди оплачивают все наличными, уже невозможно. Только 5% активных интернет-пользователей расплачиваются наличными, а 49% предпочли бы платить за товар или услугу прямо в мобильном приложении, если бы была такая возможность. Кроме того, 25 млн человек в России за последние 12 месяцев совершили хотя бы один онлайн-платеж. По мнению Малюгина, эти цифры способствуют развенчанию мифа о том, что Россия - страна кэша.

Все больше российских интернет-пользователей совершают онлайн-платежи (63% респондентов в 2015 году по сравнению с 50% в 2014 году) и переводят деньги другим людям (49% против 32%). Причем, как отметил сооснователь и партнер Data Insight Федор Вирин, речь идет не о денежных переводах в ближнее зарубежье, а о тех деньгах, которые раньше передавались наличными - например, несколько тысяч рублей, которые друг одалживает другу.

По данным исследования, только 5% респондентов сегодня держат все свои деньги на текущие расходы в наличном виде. Изменился и так называемый "средний кошелек" интернет-пользователя. Аналитики разбили условные 10 тыс. руб. на сегменты и получилось, что наличные составляют от 2900 до 3800 руб. (у людей с высоким уровнем дохода - меньше), 3900 хранятся на "основной" дебетовой карте (как правило, зарплатной), 900 руб. - на кредитной карте, 400 руб. - на других дебетовых картах, 500 руб. - в электронном кошельке и 600 руб. - на счету мобильного телефона. По словам Федора Вирина, еще десять лет назад весь этот "кошелек" был в наличных, несколько лет назад ситуация начала меняться на соотношение: 90% - наличные, 10% - на карте, и тот расклад, который есть сейчас, можно считать существенным прорывом.

За последний год 72% респондентов пополняли безналичным способом счет мобильного телефона, 61% платили таким образом за услуги ЖКХ. Причем, как подчеркивают аналитики, речь идет не только о жителях Москвы и Санкт-Петербурга, но и о небольших городах с населением до 400 тыс. человек. А также не только о молодых людях, но и тех, кто старше 55 лет. Авторы исследования считают, что разница в поведении при использовании мобильных технологий между этими группами и молодым поколением в Москве и Санкт-Петербурге постепенно стирается.

Снижение доли тех, кто предпочитает расплачиваться наличными, отмечают и аналитики Synovate Comcon. По их словам, в конце прошлого года таких было 56%, а число владельцев карт выросло до 60% (среди россиян старше 18 лет). Причем 26% имеют больше одной карты. В течение прошлого года доля тех, кто с карты только снимает наличные, постепенно снижалась - сейчас доля тех, кто использует карту только для этого, составляет всего 7%. Второй по популярности операцией с картами стала оплата услуг мобильной связи или Интернета. Динамично растет и доля оплачивающих картой счета за коммунальные услуги. Однако наибольший рост популярности - у переводов с карты на карту. Среди владельцев двух и более карт переводят средства с одной карты на другую 41% пользователей.