Чтобы сделать заявку более привлекательной в условиях валютных потрясений, госструктуры всё чаще обозначают цены в долларах и евро.

Участники госзакупок отреагировали на ажиотаж на валютном рынке. С начала августа 2014 года всё больше госкомпаний начали выставлять заказы, номинированные в долларах и евро. К настоящему времени на сайте госзакупок размещен 131 лот только от заказчиков федерального уровня на суммы от $2 тыс. до $11 млн. По мнению экспертов, таким образом госкомпании пытаются обезопасить себя и поставщиков от скачков курсов валюты и сделать заявку более привлекательной для потенциальных исполнителей.

С августа 2014 года, когда начал слабеть рубль, к настоящему моменту на официальном сайте госзакупок появилось 862 лота в американской валюте. Из них 131 лот размещен заказчиками федерального уровня — министерствами, крупными госкорпорациями и исследовательскими центрами. Остальные заказы разместили структуры муниципального уровня. Для сравнения: с 1 января 2014 года на сайте госзакупок было чуть более 700 лотов, оцениваемых в американских долларах, причем федеральные заказчики выставили только 40 лотов.

В период с 1 августа самый крупный лот разместило Минобороны. Военное ведомство готово заплатить $11 млн за услуги по экспедированию перевозок в КНР, Таджикистан и Белоруссию.

Число лотов в евро госкомпании и ведомства стали объявлять в два раза чаще. С 1 августа по 17 декабря 2014 года на сайте госзакупок появилось 432 (179 федеральных и 253 муниципальных) тендера в этой валюте. При этом с января по август 2014 было проведено всего 224 тендера в евро.

Согласно информации с официального портала госзакупок, в евро размещают заказы в основном компании, чья деятельность связана с авиацией. Так, среди крупных заказчиков — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», которое за €8,3 млн покупает себе программное обеспечение, и производственный комплекс «Роствертол» с закупкой многоцелевых станков за €4 млн. Среди заказчиков много госбанков — они активно покупают товары как в долларах, так и в евро. С одним из самых крупных заказов, выставленных в ноябре, выступает Сбербанк. За $408,2 млн он подыскивает организацию для поставки оборудования компании IBM, выполнению работ по монтажу и пусконаладке.

Размещая заказы в валюте, ведомства не нарушают закон о госзакупках, а стремятся тем самым обезопасить себя от срыва заказа. По закону госведомство может выставить цену в иностранной валюте, если требуемый товар или услугу не могут предоставить российские компании и предприятия. При этом все расчеты внутри России должны производиться только в рублях. Расчет производится по курсу на момент заключения контракта.

— Закупки в иностранной валюте чаще выставляют ведомства, например МИД, для обеспечения деятельности посольств на территории других стран, либо Минобороны, — рассказал «Известиям» директор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов. — Однако в последнее время всё больше российских предприятий, не имеющих отношения к зарубежной деятельности, стали выставлять заказы в валюте.

По его мнению, таким образом заказчики пытаются обезопасить себя и поставщиков от скачков курса на валютном рынке и обесценивания рубля, а также повысить привлекательность заказа.

— Чем дольше рублевая заявка висит на сайте, тем больше риск, что она обесценится и никто не захочет ее исполнять, — пояснил Строганов. — Если установить цену в долларах либо евро, она станет более привлекательной для исполнителей.

По словам официального представителя Минэкономразвития Елены Лашкиной, увеличение количества валютных закупок связано с тем, что всё больше заказчиков хотят иметь дело с зарубежными контрагентами.

— Поставляя лот в валюте, производится закупка с зарубежным контрагентом, — отметила Лашкина. — На данные действия заказчиков распространяется 223-ФЗ, который устанавливает рамочные нормы регулирования.

При этом, добавила она, по итогам трех кварталов Минэкономразвития не наблюдало трудностей с исполнением госзаказов.

Консультант МИД России по вопросам размещения госзаказа Оксана Емцова рассказала, что ситуация складывается по-разному для бюджетных организаций и госкорпораций.

— Крупные госкорпорации, такие как Сбербанк, например, могут выставлять лоты в любой валюте, поскольку сами зарабатывают деньги, в этом нет ничего незаконного, — пояснила она «Известиям». — Корпорации переводят лоты в доллары для того, чтобы обезопасить себя от рисков колебания валюты и чтобы их подрядчики расплачивались с иностранными поставщиками без потери стоимости.

В противном случае заказчик рискует вообще не получить запрошенную услугу или товар.

— Поясним на примере: заказчик хочет услугу за 100 рублей. Пока он объявит процедуру и найдет исполнителя, пройдет пара месяцев, — рассказала она. — При современной инфляции исполнитель не будет браться за такой заказ, потому что на момент завершения сделки его работа будет стоить уже 200.

Именно так, по словам Емцовой, и происходит с бюджетными организациями, такими как поликлиники, больницы, учебные заведения. Они живут только за счет бюджетных денег и не имеют права выставлять лоты в валюте.

— В октябре была история о том, как «дочка» «Мослифта» заказывала в больницу импортный лифт за рубли. Пока разместили заказ, пока определились с исполнителем, прошел месяц. А когда пришла пора подписывать договор, подрядчик просто отказался это делать, потому что платить своему поставщику должен был в долларах. Курс же как раз тогда резко подскочил, и получилось так, что на момент заключения контракта поставщик даже не мог заказать импортные комплектующие на ту сумму, что ему обещали за работу.