"Не той дорогой идете, Эльвира". Так прокомментировал действия главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам от фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева ответила на вопросы ведущего "Коммерсантъ FM" Максима Митченкова.

"Надо понижать ставку и ввести уголовную ответственность за нецелевое использование", заявил журналистам Жириновский, подчернкув, что "нужно ограничить скупку валюты, и для этого не должно быть свободного кредита — только целевой", — сказал Жириновский и добавил, что повышение ставки ЦБ "ударит по тем, кто берет дешевые кредиты, покупает валюту, потом продает ее, ничего не делает и получает большие деньги". Ночью Банк России объявил о повышении ключевой ставки с 10,5% до 17%.

М.М.: Вы с заявлением вашего коллеги, господина Жириновского, согласны, что ставку надо понижать?

О.Д.: Я очень редко соглашаюсь с господином Жириновским, но в оценке деятельности ЦБ трудно не согласиться. Дело в том, что то, что делает сейчас ЦБ, это уже не только ошибка, это уже не безграмотность, это уже не непрофессионализм, но все действия, они уже близки к шизофрении, к сумасшествию, то есть к полной неадекватности.

Потому что прямо противоположные действия: с одной стороны, повышается ключевая ставка ЦБ до 17%, с другой стороны, объявляется о том, что увеличивается кредитование банков. С одной стороны, попытка зажать денежную массу, с другой стороны, правительство вносит законопроект, согласно которому средства Фонда национального благосостояния будут направлены на докапитализацию банков, то есть просто увеличение их капитала и насыщение ликвидности. Министр финансов заявляет, что $3 млрд будут положены в качестве валютных депозитов в банки.

Что это такое? С одной стороны, ужесточить кредитование, поднять ставку на запредельно высокий уровень — 17%, а с другой стороны говорить: "А вот теперь мы вам дадим деньги, только из другого окна", что называется, с черного хода. Вообще, все действия ЦБ прямо противоположны хрестоматийным рычагам, которыми должен пользоваться ЦБ тогда, когда есть угроза рецессии, угроза спада.

Наоборот, нужно снижать ставку рефинансирования ЦБ и удешевлять кредит. Только таким образом можно предотвратить спад производства, а сейчас все предприятия будут испытывать огромный дефицит оборотных средств, потому что идет инфляция, и понятно, что они будут продавать товары по более низким ценам, чем им придется закупать сырье и материалы, и будет вымывание оборотных средств, поэтому, наоборот, кредит должен быть дешевый, иначе это вызовет стимулы к спаду производства.

Поэтому я думаю, что вся вообще ситуация с ЦБ — совершенно судорожные, хаотические, непрофессиональные, какие-то эмоционально глупые решения, они нервируют рынок, нервируют инвесторов, нервируют предприятия, и это только еще усугубляет ситуацию на финансовых рынках, и на кредитном, и на валютном.

О.Б.: Оксана Генриховна, это экономический обозреватель Олег Богданов, я хочу вам еще один пример вот этой непоследовательности привести, буквально сегодняшний, которую финансисты все отмечают и после которой курс начал опять снижаться достаточно активно. С одной стороны, ЦБ проводит интервенции активные на валютном рынке, вроде бы забирает ликвидность, а с другой стороны, вот только что, хотя бы для приличия объявили бы меньшие объемы аукциона РЕПО, с которого, собственно, деньги и черпаются для атак на рубль российский, а они сегодня банкам по семидневному РЕПО $3,67 трлн собираются предоставить.

О.Д.: Я об этом и говорила.

О.Б.: И сразу доллар на рубль упал — 62,20.

О.Д.: Я об этом и говорила, что, с одной стороны, ставка рефинансирования, с другой стороны, аукцион на РЕПО. Ну что же это такое?

О.Б.: Я не понимаю, я отказываюсь понимать.

О.Д.: Вы знаете, что, я хочу напомнить — совсем недавно Эльвиру Набиуллину утверждали на пост председателя Центрального банка, я не голосовала за ее кандидатуру, вообще-то, уговаривала, предлагала своей фракции "Справедливая Россия" не поддерживать ее кандидатуру, и я тогда говорила, что такой уровень непрофессионализма у человека, который возглавляет Центральный банк, это вообще опасная вещь.

Это просто опасно. Но тогда очень как бы многие вполне добросовестные депутаты, они говорили, что нужно поддержать президента, нужно поддержать и его кандидатуру. Ну вот поддержали.

О.Б.: А что делать, как процедура проходит, допустим, обратная — ротации, импичмента, как это называется?

О.Д.: Только опять же президент Российской Федерации может отправить в отставку.

О.Б.: То есть только решение президента?

О.Д.: Да, это решение президента в данной ситуации, оно досрочное.

О.Б.: А по собственному желанию человек может уйти с этого поста?

О.Д.: Может, конечно.

О.Б.: Но тоже должны одобрить, я так понимаю?

О.Д.: Ну, принять отставку и дальше…Здесь совершенно очевидно, что председатель Центрального банка и его ближайший заместитель, который отвечает за денежно-кредитную политику, не в состоянии ни справиться, ни выдержать позицию, ни сформулировать, потому что такие ошибки, которые допускаются, они за гранью.

М.М.: Госпожа Дмитриева, у нас совсем мало времени, буквально полминуты, ответьте еще, пожалуйста, коротко на вопрос: вот ваши коллеги по Государственной думе из, по-моему, фракции КПРФ предлагают пригласить Эльвиру Набиуллину на следующей неделе для того, чтобы она отчиталась за действия Центрального банка. Вы такие предложения поддерживаете?

О.Д.: Мы такие предложения, безусловно, поддерживаем, хотя я думаю, что должны быть более радикальные позиции в данной ситуации. Более радикальные, потому что такой уровень ошибок, их допускать нельзя.

М.М.: Более радикальные – это требовать отставки?

О.Д.: Да, мне бы казалось, что и одновременно надо рассматривать кандидатуру вице-премьера экономического, мы его вообще не слышим, не видим, господина Шувалова, где он?