Для того чтобы заполучить крупный контракт на поставку ПК и ПО для Генеральной прокуратуры РФ, компания давала взятки российским чиновникам.

Компания Hewlett-Packard (HP) призналась в даче взяток российским чиновникам с целью заполучить крупный контракт на поставку ПК и ПО для Генеральной прокуратуры РФ. За такую деятельность HP выплатит штраф размером в $108 млн. При этом HP была замешана в коррупции не только в России, но также в Польше и Мексике.

HP удалось урегулировать дело в досудебном порядке в рамках переговоров с Министерством юстиции и Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Расследование дела велось еще с 2010 года.

«Неправомерные действия, изложенные в соглашении с регуляторами, ограничивались небольшим количеством человек, которые больше не работают в компании», - заявил вице-президент, главный юрисконсульт HP Джон Шульц.

Отметим, что Министерство юстиции жестко отреагировало на незаконную политику HP, заявив, что дочерние компании HP создали целый «фонд» для взяток, а также отмывали деньги через подставные фирмы и банковские счета. Помимо этого, они также вели двойную бухгалтерию и проводили тайные встречи, организовывая их посредством анонимных учетных записей электронной почты. Именно на таких встречах денежные средства передавались наличными.

В 2000 году в России было принято решение об автоматизации систем связи и вычислительной инфраструктуры Генеральной прокуратуры. В «HP Россия» понимали, что сделка по госзаказу на $100 млн была очень выгодной.

Госзаказ был разбит на несколько этапов. Для того чтобы одержать победу в первом тендере, HP заручилась поддержкой посредников, которые имели связи с членами правительства РФ, которые имели отношение к проведению тендера. Затем представители компании заплатили $1,2 млн посреднику, который должен был помочь выиграть тендер в России.

В 2001 году «HP Россия» таки выиграла тендер и впоследствии подписала контракт с российскими властями. Однако реализовать госзакупку быстро не удалось. Главный офис HP начал проводить комплексную юридическую проверку субподрядчиков заказа, а у правительства РФ возникли трудности в переговорах с американским экспортным банком, который должен был предоставить финансовую гарантию. В 2003 году готовность к финансированию госзакупки высказали представители одного из немецких банков. Контроль за качеством выполнения заказа должна была осуществлять компания HP в Германии, Hewlett-Packard ISE GmbH.

В связи с этим российские власти были готовы проводить повторный тендер. В «HP Россия» этому не особо обрадовались. Для того чтобы сохранить контракт, компания готова была заплатить 2,8 млн евро одному из российских чиновников. Финансовые средства должны были перечисляться через немецкого агента. В итоге на счета различных подставных компаний было переведено 8 млн евро.

Скрывать коррупционные схемы помогали две параллельные системы учетных записей: одна из них предназначалась для внутреннего пользования, где указывались все расходы, в том числе и перечисление взяточных средств, а вторая – чистая, без учета коррупционных схем. В защищенной паролем электронной таблице была колонка «Прочие расходы». Именно в ней указывались средства, которые перечислялись через немецкого посредника. В другом документе указывается, что «откатные» 8 млн евро предполагалось провести через искаженную стоимость аппаратного обеспечения HP.

Коррупционная схема, осуществленная компанией, выглядела следующим образом: «HP Россия» реализовывала компьютеры, предназначенные для Генпрокуратуры, своему партнеру по сбыту по обычным ценам. Затем HP покупала ту же продукцию у компании-посредника с общей наценкой в 8 млн евро. Впоследствии, то же самое оборудование продавалось Генпрокуратуре по завышенной стоимости.

Незаконная прибыль «HP Россия» от выполнения госзаказа для Генеральной прокуратуры РФ составила $10,4 млн.