Госдума, вопреки сложившейся практике, отклонила во втором чтении законопроект, внесенный правительством,— о создании Росфинагентства. Хотя глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров назвал это решение актом "зрелости парламента", в заключении на проект причиной отклонения названа утрата им актуальности — вопрос о вложении средств ФНБ в инфраструктурные проекты уже решен другим способом. Минфин, сам утративший интерес к созданию агентства после "распечатывания" ФНБ, сейчас работает над расширением инвестдекларации ЦБ для вложения оставшихся накоплений в корпоративные ценные бумаги.

Судьба законопроекта Минфина стала ясна в июне 2013 года, когда в своем бюджетном послании президент Владимир Путин предложил Белому дому вместо создания Росфинагентства (РФА) поискать иные способы управления накоплениями государства. Напомним, принятые в первом чтении в январе этого года поправки к Бюджетному кодексу предполагали, что РФА получит в управление средства суверенных фондов и выраженную в виде госбумаг часть государственного долга. Под контролем агентства могло оказаться более 10 трлн руб., что сопоставимо с размерами федерального бюджета. Заявленная цель новаций — повышение доходности размещения накоплений и снижение стоимости госдолга. Эксперты же говорили о желании Минфина и ЦБ защитить деньги ФНБ и Резервного фонда от желающих потратить их на разнообразные "проекты развития".

Принимая законопроект о РФА в январе, Госдума жестко его раскритиковала. Более всего парламентское большинство возмутило предложение Минфина создать агентство в форме ОАО: это, по мнению депутатов, угрожает сохранности накоплений государства. Однако устраивающую всех правовую форму РФА Минфин и депутаты так и не нашли. Назывались варианты госкорпорации, некоммерческой организации или фонда. Но к середине года Минфин сам потерял интерес к дискуссии. Причина — принятое к тому времени решение руководства страны все же "распечатать" ФНБ и вложить часть его средств в экономику. В этих условиях в создании РФА особого смысла уже не было.

Это глава Минфина Антон Силуанов фактически подтвердил сразу после бюджетного послания президента. Он заявил тогда, что РФА затевалось для размещения ФНБ в более доходные активы, но после появления установки на поддержание экономического роста приоритеты поменялись — часть денег фонда будет размещена в инфраструктурные проекты (распределение около 40% средств ФНБ по проектам прошло в ноябре — "Ъ" его подробно описывал).

В представленном вчера заключении бюджетного комитета Госдумы о необходимости отклонения законопроекта при втором чтении отмечается, что его переработанная депутатами редакция "не нашла понимания у идеологов законопроекта". Кроме того, отмечено, что в мае этого года Госдума приняла поправки к Бюджетному кодексу о возможности вложения ФНБ в инфраструктурные облигации. Таким образом, заключает комитет, поставленная президентом задача решена и принятие проекта о РФА "нецелесообразно". Представивший это заключение глава бюджетного комитета Андрей Макаров напомнил, что решения приняты и по части Резервного фонда. Согласно принятым законам о бюджете-2014 и о правке бюджета-2013 в этом и в следующем году правительство сможет пустить на текущие расходы по 200 млрд руб. накоплений фонда. Частично опровергая выводы комитета о неактуальности проекта, Андрей Макаров назвал отклонение признаком "зрелости парламента", не допустившего "растраты государственного запаса".

Отметим, что, несмотря на отказ от идеи РФА, президентское задание Минфину проработать тему повышения эффективности управления госдолгом и остающимися 60% накоплений ФНБ никто не отменял. По словам замглавы Минфина Сергея Сторчака, ведомство сейчас изучает опыт других стран, в частности Норвегии, в этой сфере. Совместно с Центробанком рассматривается возможность вложения средств ФНБ в корпоративные ценные бумаги. Создания новых структур это не потребует — достаточно будет расширить инвестиционную декларацию ЦБ, разрешив ему покупать на деньги фонда акции и облигации компаний.