Бывший главный страховой чиновник Александр Коваль предложил страховщикам прекратить отчисления в гарантийный фонд Российского союза автостраховщиков (РСА), сохранив при этом солидарную ответственность в случае ухода банкротов с рынка. Автор идеи видит в этом способ предотвращения проблем, старт которым задало банкротство крупного игрока ОСАГО — страховой компании "Россия". Страховщики считают идею нереализуемой, но утверждают, что поиск экстраординарных мер по ОСАГО продолжится: система в течение года в кризисе.

Как заявил вчера на мероприятии "Экономика ОСАГО: коллапс неизбежен?" глава экспертного совета по страхованию при банковском комитете Госдумы Александр Коваль, страховщикам необходимо законодательно дать возможность не отчислять в компенсационный фонд РСА 3% от взносов по ОСАГО. По его словам, в ситуации неизвестности с тарифами при обязательном повышении лимитов в ОСАГО финансовые проблемы у страховщиков будут нарастать.

"Кризису на рынке ОСАГО уже больше года,— пояснил господин Коваль "Ъ".— У компаний проблемы с ликвидностью, ситуация с "Россией" показала, что, если не принять экстраординарные меры, коллапс неизбежен. Вот я и предложил в качестве экстраординарной меры отказ от наполнения фондов РСА". По подсчетам Александра Коваля, таким образом по итогам текущего года компании могли оставить при себе порядка 4 млрд руб., направив их на выплаты. "Деньги не лежат без движения в фонде, а работают на страхователя",— заявил он. Отказ от наполнения фондов РСА вовсе не значит отказ от солидарной ответственности рынка. "Если появится банкрот, в рамках этих же 3% страховщики за него платят",— уверяет господин Коваль.

В настоящий момент в гарантийном фонде РСА 6,8 млрд руб., наиболее крупным кандидатом на его траты сейчас является СК "Россия" с приостановленной ЦБ лицензий (35-е место по сборам, объем предполагаемых долгов по ОСАГО — до 2 млрд руб., см. "Ъ" от 24 октября). Кроме того, от деятельности решил отказаться более мелкий по размерам страховщик — "Метротон" (до 75,7 млн руб. обязательств по ОСАГО). Проблемы у "России" начались еще в момент руководства Росстрахнадзором Александра Коваля — в мае 2009 года ее лицензия в части ОСАГО была ограничена. "Ситуация с "Россией" — плод неудачной работы ФСФР,— уверен Александр Коваль.— В свое время мы ввели особую процедуру контроля за ней, и на момент начала реформы по присоединению Росстрахнадзора к ФСФР компания показывала положительную динамику". Сейчас же, по его словам, в момент очередной реорганизации страховых чиновников проблемы рынка могут быть учтены не в полном объеме.

Идея бывшего страхового чиновника страховщикам нравится, но они считают ее нереализуемой. "Процессуально непонятно, как в случае банкротства кого-либо получать эти 3% от взносов с компаний, куда идти автовладельцу за выплатой по полису банкрота?" — заявил "Ъ" один из представителей рынка. ""Росгосстрах" за все годы действия ОСАГО внес в фонды РСА порядка 10 млрд руб.,— говорит первый замглавы страховщика Дмитрий Маркаров.— Мы бы охотно оставили эти средства у себя, но тогда пострадала бы идея солидарной ответственности: проблемные страховщики хоть что-то, но вносили в фонды союза, а при отмене фондов обязанность платить за банкротов полностью ложится на добросовестных страховщиков и играет на руку нечистоплотным дельцам".

Активность в части идей по экономии страховщиков в ОСАГО в ближайшее время, вероятно, будет только нарастать. Как заявила вчера глава банковского комитета Госдумы Наталья Бурыкина, поправки к ОСАГО до конца года вряд ли будут приняты. "Это слишком сложный вопрос",— заключила она.