Федеральная антимонопольная служба (ФАС) столкнулась с необычным мошенничеством при госзаказе. Оказалось, что кто-то рассылает информационные письма от имени ФАС в госорганизации. Письма предупреждают, что увеличилось количество недобросовестных компаний, участвующих в госзакупках, и хорошо бы проверять претендентов на бюджетные контракты. Список прилагается. Правда, в нем на 38 компаний больше, чем в настоящем перечне, размещенном на сайте тендерного комитета правительства Москвы.

Как рассказали «МН» в ФАС, фальшивка обнаружилась, когда одна из пострадавших компаний-поставщиков обратилась в ведомство и попросила проверить подлинность документа.

Подделку выдал исходящий номер (в реальности он соответствует другому документу), нетипичная для ведомства шапка и поддельная подпись зама руководителя ФАС Андрея Цариковского. Пока в ФАС не знают, сколько таких писем разошлось по стране и кто их автор. В ведомстве предполагают, что таким образом некто пытается навредить конкурентам.

Это далеко не первый скандал при госзакупках. Способы подлогов многогранны. Периодически их выявляет и ФАС, и добровольцы, мониторящие сайт госзакупок. На смену раскрытым схемам приходят новые.

«МН» вспомнил шесть самых популярных способов мошенничества при госзакупках:

1. Слишком конкретные требования к исполнителю.

По словам эксперта по госзакупкам Ивана Бегтина, это самый популярный способ отдать тендер своему кандидату. Фокус в том, что в этом случае в техзадании указываются настолько конкретные требования к заказчику, что никто не может им соответствовать.

Таким образом, чиновники могут указать точный адрес павильона телекомпании, которая должна снять сюжет или точный тираж издания, которое должно разместить интервью с губернатором.

2. Слова-призраки в объявлении о госзакупке.

У этого мошенничества есть несколько разновидностей. Иногда одна или несколько букв в названии тендера пишется латиницей. В мае 2011 года Белгородская УФМС разместила заказ на поставку скоростного сканера. В слове «поставка» было написано латиницей, в результате в поиске найти этот тендер было невозможно. Иногда в словах ставят лишние пробелы, тире или нижние подчеркивания. Так министерство экономики Московской области как-то закупало «д е л ь т а л е т ы». Пробелы исчезли только после шума, поднятого блогерами. Некоторые ленивые чиновники ограничиваются скупой фразой «Покупка товара».  Смысл этих ухищрений один – найти объявление о госказаке смогут только граждане заранее оповещенные.

Впрочем, иногда случаются и курьезные случаи. Так, в июне 2011 года отдел образования МО Шамильский район заказал «Оказание ТЕЛЕПАТИЧЕСКИХ услуг по обеспечению доступа к сети интернет» 28 местным школам. За такую необычную услуги чиновники готовы были выложить 420 тыс. руб.

3. Неправильная классификация закупки.

Для каждой услуги или товара есть свой код, по которому и ориентируются компании-поставщики. Если услуги по строительству поместить в графу "сантехника", строительные компании не смогут их найти. Чем иногда и пользуются чиновники.

4. Предельно сжатые сроки.

Заказчик ставит перед исполнителем невыполнимые сроки. Таким образом, выиграть может только тот участник, который уже сделал часть работы. В таком спринтерском темпе чиновники предлагали соискателям сделать соцсеть для чиновников за 16 дней. За работу предлагалось 55 млн руб. За такую постановку вопроса постом поплатился директор департамента информатизации Минздрава Олег Симаков.

Последний громкий скандал произошел вокруг конкурса Минздравсоцразвития на услуги по профилактике СПИДа. По условиям конкурса на разъяснительную работу с людьми, уязвимыми для ВИЧ-инфекции, отводилось всего 39 дней и 86 млн руб. По мнению экспертов, в реальности на такую работу нужно как минимум 11 месяцев. Известный блогер Алексей Навальный опубликовал информацию об этом конкурсе и попросил ФАС разобраться.

Хотя не всегда такие конкурсы оказываются мошенничеством в чистом виде. Иногда это просто следствие общей бюрократии и неорганизованности чиновников. Допустим, правительство готовит федеральную целевую программу с января, но подписание ФЦП, а следовательно, и выделение денег из бюджета затягивается на полгода. И вот наконец в августе все параметры утверждены. Дай бог к сентябрю деньги поступят в профильное ведомство. В итоге на размещение госзаказов и их выполнение остается как раз два-три месяца.

5. Укрупнение заказа.

Госструктура может заказать, допустим, ноутбуки для своих подразделений по всей стране, а может размещать отдельные конкурсы для каждого региона. В российской системе госзакупок получается, что чем больше сумма контракта, тем меньше компаний могут участвовать в конкурсе. Дело в том, что потенциальный поставщик обязан предоставить залог в 5% от суммы заказа. Если цена контракта 50 млн, то найти 5 млн не так сложно. Но если суммы исчисляются сотнями миллионов, то обеспечить нужный залог могут только очень крупные компании. Поэтому, когда заказчик хочет ограничить количество претендентов, он размещает один крупный заказ. Хотя в данном случае мотивы могут быть и вполне бескорыстные – крупный заказ позволяет сэкономить бюджетные средства.

6. Подделка документов поставщиками.

При госзакупках правила нарушают не только чиновники, но и сами поставщики. Так, конкурсанты могут принести липовое обеспечение госконтракта из банка.