Госдума на заседании в понедельник отклонила законопроект депутатов от разных фракций, который предлагал новое административное наказание для коррупционеров - конфискацию того имущества, происхождение которого должностное лицо не может объяснить.

Отклоненный законопроект предлагал дополнить Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) новой статьей "Незаконное обогащение должностного лица". Эта статья, по замыслу автора законопроекта, должна была предусматривать наказание за незаконное обогащение в виде дисквалификации должностных лиц на срок от одного года до трех лет с конфискацией той части активов, в отношении которой не предоставлено разумного обоснования. Также предлагалось не распространять презумпцию невиновности на эту новую статью - то есть человек, обвиненный по этой статье, должен был бы сам доказывать свою невиновность. В то же время понятие презумпции невиновности закреплено в Конституции РФ.

Под значительным увеличением активов автор законопроекта предлагал понимать увеличение доходов и стоимости имущества более чем на 20%, но не менее чем на 3 миллиона рублей, по сравнению с законным доходом должностного лица.

Один из авторов законопроекта Анатолий Иванов ("Единая Россия") заявил, что его предложение соответствует международным актам по борьбе с коррупцией. Он отметил, что авторы, внося законопроект, понимали, что шансов его принять нет, и предлагали его для того, чтобы поднять проблему.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Александр Москалец, напротив, отметил, что авторы своим законопроектом сужают возможности для борьбы с коррупцией.

"Авторы законопроекта заблуждаются, полагая, что совершенствуют борьбу с коррупцией", - сказал Москалец, представляя отрицательную оценку на законопроект профильного комитета.

По его словам, коррупция - это и незаслуженные награды, и незаконное занятие должности, а не только значительное увеличение имущественных активов.

"Они (авторы законопроекта) не только создают иллюзию борьбы с коррупцией, но и задают неверное направление (этой борьбы)", - сказал Москалец.

Он полагает, что критерием, из которого можно исходить в борьбе с коррупцией, может быть только соблюдение законодательства. "Все остальные варианты - стопор в развитии гражданского общества, а гражданского общества коррупция боится больше всего", - считает он.

Тема "презумпции виновности" чиновников-коррупционеров обсуждалась в последнее время после заявления спикера Совета Федерации, лидера "Справедливой России" Сергея Миронова. На встрече с главой правительства РФ Владимиром Путиным 2 апреля он предложил ввести конфискацию имущества у чиновников-коррупционеров и членов их семей. Миронов предложил схему, согласно которой "если чиновник попадается на таких неблаговидных делах, как взятка, то конфискуется все имущество, а потом пусть родственники доказывают, что это имущество приобретено законно". Если законность приобретения имущества будет доказана, его вернут, "не докажут - все остается в казне государства", предложил спикер верхней палаты.

В Кремле высказывание Миронова восприняли с недоумением, сочтя "популизмом и желанием привлечь внимание к возглавляемой им партии". Высокопоставленный кремлевский источник отметил, что это предложение противоречит 49-й статье Конституции, и напомнил, что "глава Совета Федерации должен прежде всего защищать закон, а не выступать с заведомо неприемлемой инициативой".

Позже Миронов заявил, что не предлагает отменять презумпцию невиновности для чиновников, а выступает за усиление борьбы с коррупцией.

Отклоненный Госдумой законопроект не связан с инициативами Миронова и был внесен в нижнюю палату в сентябре прошлого года.