Судя по книге и фильму «Здесь курят», быть пиарщиком в табачной корпорации — особенно на пике антитабачной кампании — очень тяжелая работа. Роль главного злодея глобальной экономики, похоже, перешла теперь к глобальной финансовой индустрии. Связи с общественностью для крупного глобального банка теперь тоже трудная работа. Приходится плыть против течения.

На международном экономическом форуме в Давосе, где банкиры традиционно были важными гостями, носителями авторитета и знания о будущем мировой экономики, банкиров теперь не очень видно и слышно. Многие просто не приехали, а тем, кто согласился выступить на сессиях, приходится оправдываться. Как сообщает The Times, на форуме руководители нескольких крупных английских и британских банков встречаются сегодня с министром финансов Алистером Дарлингом, чтобы высказать ему все свои претензии к банковской реформе, которая разрабатывается в США и может оказаться глобальной.

За пределами форума все гораздо хуже. Пресса и эксперты, цитируемые в газетах и прочих СМИ, относятся к финансовой индустрии сейчас даже хуже, чем к табачной, — таковы данные компании Media Tenor, отслеживающей оценочные высказывания в 100 мировых СМИ. Негативных комментариев по поводу банков за последние два года в среднем было почти 40% (12% позитивных, 48% нейтральных). Негативных высказываний о табачных кампаниях — 30% (23% позитивных, 47% нейтральных). Не только ведущие деловые газеты, такие как Financial Times и The Wall Street Journal, но практически все медиа пристально следят за руководителями крупных банков, за каждым их действием и бездействием, за размерами прибылей и бонусов.

Поэтому и попытки ведущих банкиров объясниться не встречают понимания. Когда глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн сравнивает финансовый кризис с природной катастрофой, журналисты начинают иронизировать; когда он говорит, что у финансовой индустрии есть «общественная функция», резко спрашивают, какая именно; когда Бланкфейн говорит, что он простой банкир, делающий «божье дело», его банк сравнивают с гигантским кальмаром-кровопийцей (автор этой прославленной цитаты — обозреватель Rolling Stone Мэтт Таибби, в 1990-е гг. несколько лет проработавший в Москве, в частности в жестко «альтернативной» газете The Exile).

Финансовые кризисы действительно непредсказуемы, адекватной системы предупреждения человечество не придумало. Банки действительно выполняют важнейшую общественную функцию, позволяя людям, имеющим знания и энергию, но не имеющим денег, реализовывать свои мечты. Произнося фразу «божье дело» (God's work), Бланкфейн, конечно, иронизировал. Он прекрасно понимает, что находится в центре обостренного внимания общества, и стремился снять напряжение. Но у банкиров и общества чувство юмора по отношению друг к другу пропало. Диалог не складывается.

Против банкиров объединяются общественные и корпоративные силы, которые обычно воюют друг с другом. Только что созданная в США коалиция по надзору за торговлей биржевыми товарами объединяет энергетиков, авиакомпании, сельхозпроизводителей и автотранспортные компании. «Некоторые из участников вообще никогда не выступали по одну сторону баррикад. Стремление обуздать спекулятивные операции банков — единственное, что их объединяет», — говорит в интервью интернет-газете Huffington Post Джим Коллура, организатор коалиции.

Хорошо было бы узнать, сказывается ли негативное отношение общества к банкам на выборе, который делают для себя молодые люди в США и Европе, поступая в вузы. Данных пока недостаточно. Это было бы крупнейшим сдвигом в сознании, который сильно отразится на будущем. Традиционно лучшие выпускники лучших университетов мира, большинство из которых находятся в США, идут в финансовый сектор, создавая «интеллектуальный перевес», справиться с которым другим секторам крайне тяжело.

Именно этот общественный климат заставляет политиков набрасываться на банки и подталкивает реформу финансового сектора, которая в случае ее одобрения парламентом США (см. вчерашнюю статью «Президенты против банкиров») может стать глобальной. Глава Европейского центробанка Жан-Клод Трише уже в общих чертах одобрил ее. Президентам нужно переизбираться, а избиратели и в США, и в Европе настроены по отношению к банковскому сектору негативно. В ближайшее время мы увидим, удастся ли банковским лоббистам переиграть избирателей. Речь, конечно, идет о странах, где банкиры являются частью независимого делового сообщества, а избиратели влияют на смену политического руководства.