Законопроект о налогах с операций с цифровыми финансовыми активами пройдет без эксцессов
© anekdotov.net

17 мая проект будет принят в первом чтении, однако на данном этапе гораздо более показательны мнения комитетов, прежде всего - профильного.

По плану в Госдуме сегодня будет принят законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов. Пока что – только в первом чтении, однако одновременно стало известно, что законопроект не ждут какие-то резкие потрясения, или "зависание", или путь в архив (в отличие от его предшественника). Ведь профильный комитет на этот раз преимущественно все одобряет.

В частности, комитет хорошо проиллюстрировал, какие проблемы проект решает, показав, как бы облагались те или иные операции с ЦФА в условиях действующего регулирования:

  • оборот ЦФА облагается НДС в порядке, предусмотренном для имущественных прав;
  • оборот цифровых прав, включающих в себя ЦФА и УЦП (утилитарные цифровые права), облагается НДС со всего объема реализации – не с разницы (если говорить о сделках с участием физлиц);
  • при выпуске ЦФА, а также цифровых прав, включающих в себя ЦФА и УЦП, у их эмитентов возникает доход, облагаемый налогом на прибыль, на момент их выпуска, а не при погашении;
  • доходы физлиц от продажи ЦФА облагаются НДФЛ без возможности их уменьшения на расходы, связанные с их приобретением (в отличии, например, от операций с ценными бумагами);
  • в определенных случаях возникает двойное налогообложение выплат, которые будут производиться по ЦФА.

То есть, по нынешним нормам возможен ряд нонсенсов. Благодаря законопроекту ожидается:

  • освобождение от НДС услуг операторов цифровых платформ, а также реализации ЦФА;
  • при реализации цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП, исчисление НДС – с межценовой разницы;
  • вместе с тем, отсутствие права на вычет НДС, предъявленного при приобретении имущественных прав, в том числе при приобретении цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и УЦП;
  • порядок расчета налоговой базы по НДФЛ при продаже (погашении) ЦФА (разница между ценой приобретения и ценой реализации);
  • отсутствие облагаемого дохода при получении товаров (услуг) в счет погашения ЦФА;
  • наличие у физлиц дохода в виде матвыгоды, полученной от приобретения ЦФА у взаимозависимых лиц;
  • воложение обязанности налогового агента по НДФЛ на оператора;
  • уменьшение налоговой базы по операциям с ЦФА (за некоторыми исключениями) на сумму убытка, полученного по операциям с необращающимися ценными бумагами, и наоборот;
  • в целях налога на прибыль – объединение налоговой базы по операциям с цифровыми правами и по операциям с необращающимися ценными бумагами и ПФИ, все это – отдельно от общей налоговой базы;
  • учет доходов (расходов) налогоплательщика, выпустившего цифровые права, по операциям с цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УЦП, в общей налоговой базе;
  • хеджирование цифровыми правами;
  • отсутствие текущих переоценок цифровых прав;
  • ряд других правил (законопроект 106872-8).

При том, что в целом документ одобрен, комитет имеет и ряд замечаний. Например, кое-где применяются разные термины к одному и тому же, кое-где есть лишние отсылки на другие законы, кое-где не конкретизировано, какие именно операции с ЦФА подлежат налогообложению по тем или иным правилам. Также есть неоднозначность в предполагаемом вступлении в силу новых правил для налоговых агентов, встречаются ошибки в нумерации норм НК.

Можно сказать, что преимущественно ко второму чтению законопроект ждут поправки технического характера – судя по заключению комитета, поправок по существу будет немного. Но среди них все же будут присутствовать и не очень приятные – например, комитет выступил за введение штрафов для операторов, не сообщивших об операциях физлица. Поддержано и мнение Счетной палаты о необходимости введения штрафов, ранее предусматривавшихся другим законопроектом (ныне почти почившим).