К финансовому моделированию в Excel обязательно стоит прибегнуть и вам. Это «черновик», первая ступень к построению системы финансового планирования, но более гибкая и легко поддающаяся корректировкам.

Не важно, что вы планируете, семейные расходы или бюджет целой компании. Финансовая модель в Excel наглядно покажет, что нужно предпринять, чтобы прийти к желанному результату, замотивирует вас на действие и поможет найти ответы на три главных вопроса:

Куда утекают деньги?

Вы можете не собрать вовремя дебиторскую задолженность, потерять клиентов из-за того, что на складе не оказалось нужного объема товаров, потратиться на уплату пеней из-за просрочек платежей. Причина может крыться в недобросовестных работниках, присвоивших со склада то, что было не учтено и в элементарных ошибках при расчетах.

Почему нет прибыли?

Вы легко уйдете в минус, пока четко не осознаете сколько нужно заработать, чтобы соблюсти баланс между доходами и расходами. Прибыль съедают кредиты, стоимость которых выше доходности, необоснованно высокие скидки, которые менеджеры дают необдуманно, стремясь во что бы то ни стало продать товар или услугу. Причины можно перечислять до бесконечности.

Кто за все в ответе?

Можете во всем винить конкурентов и нерадивый персонал, который дезорганизован и подвержен текучке. Но часто проблема в отсутствия детального плана и распределения зон ответственности. Все встанет на свои места, когда в системе финансового планирования появятся подотчетные за получение прибыли по направлениям, за экономию расходов, за наращивание выручки. 

Четкая картина предстанет у вас перед глазами, и вы не совершите ошибок, если уделите несколько дней на анализ данных в Excel.

Обязательно включите следующие блоки: Активы, Себестоимость, Инвестиции, Аренда, Затраты на обеспечение офиса, Персонал, Налоги, Расчет по кредитам и займам.

С анализом данных в Excel у вас будет представление о движении денежных средств, прогнозном балансе, прибыли и убытках, инвестиционных показателях и точке безубыточности. И при этом вам не придется тратиться на дорогостоящие программы, обслуживание и техническую поддержку. У новичков на первых порах могут возникать нестыковки из-за отсутствия практики. Пробелы поможет заполнить тематический семинар. Найдите для него три дня в своем графике.

Не забудьте о прогнозах. Составьте их с ориентировкой на три направления развития событий: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. Сохраните файлы финансовой модели в Excel на рабочем столе, облачном сервисе или на флешке и план действий будет всегда у вас под рукой.