"Ведомости" опубликовали статью председателя Аудиторской палаты России Александра Турбанова.

Российская экономика может остаться без услуг аудиторов с 1 января 2017 года, прежде всего констатирует автор. Первого января вступят в силу поправки, установившие требование к минимальной численности членов СРО на аудиторском рынке. Вместо изначальных 500 аудиторских организаций или 700 аудиторов значения подняты до 2000 и 10 000, или в 4 и 14 раз соответственно. Если же сравнить с базовым законом о СРО, то превышение составляет 80 и 100 раз. Регулятор свою логику никак не аргументировал – в Госдуму не было представлено никаких расчетов, законодатели приняли изменения без вопросов. Несмотря на идущие сейчас процессы консолидации, есть риск, что ни одна СРО к новому году не будет соответствовать требованиям закона. К тому же, пока отрасль уже второй год подсчитывает количество членов в каждой СРО, вопросы качества аудита отошли на второй план. "Какая же СРО в здравом уме будет исключать недобросовестного участника, если каждый штык на счету!", - пишет Александр Турбанов.

На днях высокое должностное лицо Минфина сообщило, что на аудиторском рынке должна остаться и вовсе одна СРО. Зачем лоббируется такая модель, объяснимо: регулятор предполагает, что при наличии одной СРО будет легче управлять отраслью. Непонятно только, почему рынку об этой задумке сообщили за полтора месяца до дня Х, а не два года назад.

В стране зарегистрировано немногим более 4000 аудиторских организаций и 20 000 аудиторов, часть из которых – мертвые души, прекратившие аудиторскую деятельность, другая часть – молчуны, занявшие выжидательную позицию до определения лидирующей СРО. Для соблюдения требований закона рынок между двумя новыми СРО должен быть поделен практически пополам. При этом запас по количеству отсутствует, отметил автор статьи.

На рынке может не остаться ни одного правоспособного аудитора и аудиторской компании, опасается глава АПР. По закону в течение 60 рабочих дней, где-то до середины апреля, "не приписанные" к СРО аудиторы имеют право завершить начатые дела. Новых договоров о проведении аудита они заключать не смогут. Это скандал в масштабе страны: предприятия лишатся возможности получить заключение аудитора, а без этого документа невозможно совершение целого ряда экономических действий, в частности, получение кредита в банке.

Также автор коснулся темы передачи регулирования аудиторской отрасли полностью или частично в ведение Банка России. "Я не испытываю иллюзий относительно того, что после перехода под патронаж другого ведомства жизнь аудиторов станет медом. ЦБ – очень жесткий регулятор. Но при этом у него всегда была практика диалога с профессиональным сообществом. К тому же ЦБ кровно заинтересован в повышении эффективности аудита, ведь он несет непосредственную ответственность за состояние всего финансового рынка. В ведении Банка России также находятся эмитенты из реального сектора экономики – публичные акционерные общества, значит, мегарегулятору нужны доброкачественные аудиторские заключения о достоверности их бухгалтерской (финансовой) отчетности. Совпадение профессиональных интересов повышает шансы на то, что отрасль наконец-то сосредоточится на качестве", - считает Александр Турбанов.