Минфин опубликовал разъяснение ППЗ 8-2016 практики применения второго предложения пункта 4 части 2 статьи 18 федерального закона «Об аудиторской деятельности» в случае предоставления полномочий единоличного исполнительного органа аудиторской организации нескольким лицам или образования в ней нескольких единоличных исполнительных органов. Документ одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2016 года, протокол № 26.

В соответствии с указанной нормой лицо, являющееся единоличным исполнительным органом аудиторской организации, должно быть аудитором.

При этом исходя из статьи 65.3 Гражданского кодекса уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, председателя) нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. К компетенции единоличного исполнительного органа (единоличных исполнительных органов) корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и коллегиального органа управления.

Согласно части 2 статьи 69 закона об АО к компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени АО, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени АО.

Согласно части 3 статьи 40 закона об ООО единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, осуществляет иные полномочия, не отнесенные данным законом или уставом к компетенции общего собрания участников, совета директоров и коллегиального исполнительного органа.

В соответствии с пунктом «з» части 7 статьи 7.1 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» обязательному внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц подлежит запись о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юрлица.

Согласно пункту 22 постановления пленума ВС от 23 июня 2015 г. № 25 третьи лица, полагающиеся на данные ЕГРЮЛ о лицах, уполномоченных выступать от имени юрлица, по общему правилу вправе исходить из неограниченности этих полномочий. Если в ЕГРЮЛ содержатся данные о нескольких лицах, уполномоченных выступать от имени юрлица, третьи лица вправе исходить из неограниченности полномочий каждого из них, а при наличии в указанном реестре данных о совместном осуществлении таких полномочий несколькими лицами - из неограниченности полномочий лиц, действующих совместно.

Таким образом, когда в аудиторской организации полномочия единоличного исполнительного органа предоставлены нескольким лицам, действующим совместно, каждое из таких лиц должно быть аудитором.

Если в аудиторской организации образованы несколько единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга, должны быть аудиторами все являющиеся единоличными исполнительными органами лица, несущие организационно-распорядительные и административные функции, связанные с оказанием этой организацией аудиторских услуг (включая подписание аудиторского заключения, отчета).