Разработанные Минфином дополнительные условия отбора аудиторов для компаний с госучастием вызвали целый ряд вопросов на рынке. По мнению его участников, проект, с одной стороны, ограничивает конкуренцию в пользу крупных игроков, а с другой — ограничивает последних, в частности, "большую четверку", в предоставлении услуг в ряде отраслей, например, оборонно-промышленном комплексе. 

Проект постановления правительства, вводящий дополнительные (не предусмотренные законом о госзакупках) правила отбора аудиторов для проверки и оказания прочих услуг госкомпаниям или компаниям с госучастием (не менее 25%), опубликован на федеральном портале проектов нормативных актов. По документу, подготовленному Минфином, заверять отчетность госкомпаний смогут лишь аудиторские компании с опытом проверки "сопоставимых организаций" в течение трех последних календарных лет. Для участия в конкурсе в штате требуется иметь не менее двух аттестованных аудиторов с опытом проверки "сопоставимых организаций". Если же аудитор планирует оказывать дополнительные, например, консультационные услуги, то он должен показать доходы от аналогичной деятельности в прошлом в размере не менее 20% от стоимости будущего контракта. 

По мнению участников рынка, формулировки проекта весьма расплывчаты, что порождает возможность неверной трактовки. Например, кого считать "сопоставимыми организациями"? "Каковы критерии сопоставимости? По выручке, виду деятельности, штату или всему сразу?" — недоумевает заместитель гендиректора по аудиту ЗАО "Холд-Инвест-Аудит" Марина Майданчик. "Если нет четких критериев, то небольшая организация, которая аудиторовалась участвующим в конкурсе, может быть предъявлена в качестве сопоставимой с крупным холдингом",— считает руководитель проектов "Финэкспертизы" Игорь Шестаков. Если же решение вопроса сопоставимости будет дано на откуп заказчику, то неизбежна коррупционная составляющая, уверена директор ООО "Ассистент" Светлана Задворнова. 

Трехлетний стаж работы с "сопоставимыми компаниями" и вовсе ведет к ограничению конкуренции. "Сужается круг аудиторов, которые могут быть допущены к конкурсу,— замечает Марина Майданчик.— Получается, что аудиторские организации, которые проверяли госкомпании чуть менее трех лет, уже никогда не будут допущены до проверок, так как не смогут набрать необходимые три года". Но даже если у аудитора и был необходимый опыт, участвовать в существенно более финансово привлекательном конкурсе по оказанию сопутствующих услуг они не смогут из-за условий по минимальной цене контракта, заключает эксперт. Таким образом, поправки играют на руку крупнейшим игрокам, убеждены участники рынка. 

Однако документ одновременно отсекает возможность работы с рядом организаций иностранных игроков, в том числе из "большой четверки". Проект вводит ограничение на проведение аудита и оказание иных услуг предприятиям оборонно-промышленного комплекса — к конкурсу не могут быть допущены аудиторские организации, бенефициарами которых являются иностранцы. "Думаю, документ призван продемонстрировать общественности, что аудиторы с иностранным участием, те же компании "большой четверки", уйдут из оборонки",— отмечает Светлана Задворнова. "Неясно, что разработчик имел в виду,— добавляет Игорь Шестаков.— Если речь о том, что участник аудитора не должен владеть иностранным бизнесом, то это станет отсекающим фактором". 

Опрошенные "Ъ" эксперты сошлись во мнении, что документ нуждается в серьезнейшей проработке и в нынешнем виде принят быть не может. Получить комментарии разработчика проекта — Минфина — "Ъ" в пятницу вечером не удалось. Публичное обсуждение проекта продлится до 3 октября.