Двое депутатов Госдумы внесли законопроект № 1017530-6, содержащий поправки в федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и в отдельные законодательные акты РФ.

Предлагается запретить совместительство с целью удовлетворения требований к членству фирм в СРО аудиторов. В настоящее время подпунктом 2 пункта 2 статьи 18 названного закона установлено, что численность аудиторов, являющихся работниками организации (члена СРО) на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех. Это авторы оставляют без изменений, но при этом дополняют указанную норму: "квалификационный аттестат данных аудиторов не может быть представлен для подтверждения минимальной численности аудиторов в других коммерческих организациях". Кстати, другой законопроект с аналогичным тезисом ранее уже вносился этими же депутатами, однако к настоящему времени ими отозван.

Также предлагается установить, что для аудита ОЗХС организация должна иметь в штате по основному месту работы не менее двух обладателей нового аттестата (напомним, что звучавшие ранее предложения, в частности, от РФН, предусматривали увеличение этого числа до 10).

В качестве иллюстрации снижения качества аудиторских услуг вследствие трудоустройства аудиторов в неограниченное число организаций авторы приводят рост количества немодифицированных АЗ с 58,6% до 76,5% с 2010 по 2014 год, а также снижение доли АЗ с оговорками с 40,2% до 22,6%.

Кроме того, среди требований к членству в СРО предлагается указать ежегодное раскрытие на сайте аудиторской организации сведений о распределении долей в ее уставном капитале между собственниками, о сети (если организация в нее входит), о последней проверке ВККР, о клиентах из числа ОЗХС, о мерах обеспечения независимости, о численности аудиторов (основных, совместителей, владельцев нового аттестата), о выручке от оказания аудиторских услуг и количестве выданных АЗ. За неисполнение требований о раскрытии после предупреждения (если законопроект примут) можно будет лишиться членства в СРО. Предлагается также указанные сведения о численности работающих аудиторов (с указанием количества совместителей, а также в разрезе наличия или отсутствия нового аттестата), о выручке и количестве АЗ включать в реестр аудиторских организаций.

В этот раз (в отличие от предыдущего) авторы не предлагают вывести обязательный аудит из-под действия 44-ФЗ с одновременным исключением из 223-ФЗ (о закупках) указания на то, что он не затрагивает выбор аудитора. Теперь предлагается внести поправки в статью 37 "Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона" закона 44-ФЗ - пункт 7 данной статьи распространить на аудиторские услуги. В настоящее время согласно данному пункту при проведении некоторых конкурсов (на НИОКР, консультационные услуги) заказчик вправе устанавливать различные величины значимости критериев оценки заявок, если участник конкурса подал заявку с ценой, которая менее чем на 25% ниже начальной (максимальной) цены контракта, или с ценой, отклоняющейся от нее в меньшую сторону на 25% и более.

Вступление в силу новых требований к численности СРО предлагается отложить до 2019 года (ранее эти авторы считали необходимым скорректировать численность СРО в обратном направлении, то есть снизить ее, однако теперь отказались от данной затеи). 2019 год совпадает, как пишут авторы, с реализацией второго этапа правительственной концепции совершенствования механизмов саморегулирования.