23 сентября 2015 года состоялось заседание Совета по аудиторской деятельности, следует из протокола, опубликованного на сайте Минфина.

Один из пунктов повестки - о мерах противодействия уклонению аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы.

На заседании решено определить, какие именно деяния отвечают признакам уклонения. Это действия (бездействие) аудиторской организации, аудитора, повлекшие невозможность проведения либо завершения ВККР. Признаками уклонения решено считать:

  • отказ члена СРО от прохождения внешнего контроля качества его работы;
  • подачу аудиторской организацией, аудитором заявления о прекращении членства в СРО после получения уведомления об их включении в план ВККР, а также в период проверки;
  • невозможность связаться с членом СРО аудиторов средствами, сведения о которых имеются в реестре аудиторов и аудиторских организаций СРО;
  • многократное в течение календарного года заявление члена СРО о переносе срока проведения проверки; отказ члена СРО от согласования даты;
  • непредставление и (или) несвоевременное представление необходимой для проверки документации и информации, либо предоставление заведомо недостоверной информации;
  • отказ от уплаты установленного СРО целевого взноса на проведение ВККР либо несвоевременная уплата такого взноса по причинам, не признаваемым уважительными внутренними документами СРО.

Признаваться "уклонистами" будут аудиторская организация и ее руководитель (при уклонении организации) или аудитор (при уклонении аудитора). Предлагается установить, что лицо, признанное уклонившимся от ВККР, а также аудиторы, являющиеся акционерами (участниками) аудиторской организации-"уклониста", не могут считаться имеющими безупречную деловую репутацию в течение, как минимум, трех лет с даты признания такого лица уклонившимся. СРО смогут предусмотреть дисциплинарную ответственность руководителя аудиторской организации за ее уклонение от ВККР, в том числе в случае непринятия руководителем аудиторской организации мер по предоставлению необходимой для проверки документации и информации, либо предоставление заведомо недостоверной информации. Также СРО рекомендуется обращать особое внимание при приеме в свои члены аудиторских организаций, аудиторов, ранее состоявших в других СРО, на факты их уклонения. В связи с этим предлагается дополнить статью 18 закона «Об аудиторской деятельности» новой частью 16.1 (текста не опубликовано).

Росфиннадзору порекомендуют направлять информацию о выявленных случаях уклонения саморегулируемым организациям аудиторов для принятия мер дисциплинарного воздействия.

Рабочий орган САД должен будет подготовить проект толкования понятий «безупречная деловая репутация аудиторской организации», «безупречная деловая (профессиональная) репутация аудитора», «безупречная деловая репутация коммерческой организации, вступающей в члены СРО в качестве аудиторской организации», «безупречная деловая (профессиональная) репутация физлица, вступающего в члены СРО в качестве аудитора».

Кроме того, на заседании одобрена примерная форма аудиторского заключения о годовой бухгалтерской отчетности акционерного инвестиционного фонда.

Также решили, кто будет трудиться над признанием МСА в РФ. Будет создана постоянная рабочая группа, в которую войдут 7 человек: один представитель САД, по одному - от каждой СРО, председатель комиссии по регулированию аудиторской деятельности рабочего органа САД.