Федеральный закон N 403-ФЗ от 1 декабря 2014 года официально опубликован на pravo.gov.ru 2 декабря и в большей своей части вступил в силу (за исключением норм, для которых предусмотрен свой порядок вступления в действие).

В России аудиторская деятельность будет осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита, порядок признания которых для применения в РФ устанавливается правительством РФ не позднее 1 октября 2015 года.

Вносятся поправки в закон о банках и банковской деятельности в части аудита. Уточнены виды отчетности, которые подлежат обязательному аудиту. Это годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга. Устанавливаются новые требования к содержанию АЗ для банков: помимо присутствующих среди них и сейчас требований о результатах проверки соблюдения обязательных нормативов ЦБ, достоверности отчетности, АЗ должно будет содержать выводы о соблюдении установленных ЦБ требований к системам управления рисками. В ЦБ банки АЗ должны будут сдавать не в течение трех месяцев после годовой отчетности, а одновременно с нею. Кроме того, такие АЗ будут подлежать обязательному раскрытию наравне с отчетностью. Все это - начиная с отчетности за 2014 год.

Изменен перечень прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг - анализ хоздеятельности перестал быть самостоятельным пунктом в перечне прочих услуг.

Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица теперь понимается отчетность, составленная не только по закону о бухучете, но и "аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация". По-видимому, это уравняет в ряде случаев  отчетность по МСФО с отчетностью по РСБУ.

Все акционерные общества, а не только открытые будут подлежать обязательному аудиту - в этой части аудиторский закон подправлен в соответствии с новой редакцией ГК.

Согласно поправкам в часть 3 статьи 5 только аудиторские организации смогут проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг.

В открытых конкурсах, проводимых организациями с выручкой до 1 млрд в год, будет обязательным участие малых и средних аудиторских фирм.

Уточняются правила независимости аудиторов, в том числе дополняются правилами для аудита кредитных организаций.

Основанием для аннулирования аудиторского аттестата станет не два (как сейчас), а три года неучастия в аудиторской деятельности (установленные исключения из этого правила остаются без изменений).

В обязанности аудиторов и аудиторских организаций теперь включено:

  • составлять в ходе аудита документы на русском языке;
  • "размещать базы данных" со сведениями и документами (копиями), полученными и составленными в ходе оказания аудиторских услуг;
  • информировать учредителей (участников) аудируемого лица, его руководителя о случаях выявленных коррупционных правонарушений, а если этими лицами меры не приняты, то сообщать "куда следует".

При оказании прочих услуг аудиторы должны будут хранить документацию не менее трех лет.

Минимальная численность членов СРО сейчас составляет 700 физлиц или 500 организаций. Данные показатели повышены до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских компаний. Эти требования СРО должны выполнить до 1 января 2017 года.

РФН по результатам проверки сможет приостанавливать членство аудиторской фирмы в СРО на срок не более 180 календарных дней (до сих пор предельный срок не был оговорен). Такая мера воздействия, как исключение из СРО, заменена на исключение сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.

Наиболее подробная информация об этих и других поправках, а также о проектах, не учтенных в принятом законе, содержится здесь.