Минфин опять хочет сделать аудиторов более независимыми от аудируемых банков

На днях Минфин выложил на своем сайте сразу три законопроекта о внесении изменений в закон об аудиторской деятельности.

Первый - в части введения страхования как меры имущественной ответственности аудиторов - уже публиковался на портале раскрытия информации и подробно освещался нами.

О втором - о взаимодействии аудиторов с ЦБ - вчера проходил материал из "Коммерсанта".

По итогам аудита отчетности как кредитных, так и некредитных финансовых организаций аудиторы должны будут самостоятельно сообщать в ЦБ о наличии модифицированного мнения в аудиторском заключении с указанием обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на достоверность отчетности. В числе таких обстоятельств - риски, принятые на себя аудируемым лицом, события или условия, при которых его деятельность может быть поставлена под сомнение. Кроме того, аудиторские фирмы будут обязаны сообщать в ЦБ о фактах отказа финансовых организаций от проведения обязательного аудита, а также о своем отказе проводить аудит компании финансового сектора. Аудиторы смогут запрашивать в ЦБ информацию о нарушениях со стороны аудируемого лица. Со своей стороны, ЦБ получит право запрашивать у аудиторов ряд сведений об аудируемом лице, например, о фактах завышения им текущей стоимости активов, несоблюдения нормативов, информацию о неустранении недостатков, выявленных в ходе аудита, а также другие сведения.

Третий законопроект касается правил независимости аудиторов. В целом эти правила несколько смягчаются. Так, если аудитор или руководитель или другое должностное лицо аудиторской организации является братом или сестрой супруга должностных лиц или учредителей аудируемых организаций, запрет на проведение аудита будет снят (иными словами, упоминание братьев и сестер супругов будет убрано из пунктов 2 и 6 части 1 статьи 8 закона об аудиторской деятельности).

При этом часть 1 статьи 8 планируется дополнить пунктами 8 и 9, касающимися аудита кредитных организаций. Так, будет запрещен аудит банка, с которым аудиторская организация заключила кредитный договор или договор поручительства, или у которого получила банковскую гарантию. Запрет будет также действовать, если такие договоры заключены руководителем аудиторской организации, или если один из его родственников получил кредит (банковскую гарантию, или связан поручительством) на условиях, отличающихся от обычных.

Необычные условия кредита также воспрепятствуют участию аудитора в аудиторской группе, проверяющей банк, выдавший аудитору или его близкому родственнику этот кредит.

Напомним, что попытки подкорректировать правила независимости аудиторов предпринимались и ранее. В общем случае Минфин предлагал сделать поводом к запрету аудита не только отношения родства, но и "свойства", однако Минэкономразвития отвергло поправки под предлогом того, что деловой оборот и законодательство не знают понятия "свояк".

Также МЭР тогда раскритиковало такую характеристику кредита, договора поручительства или банковской гарантии, как заключенных "не в соответствии с обычно применяемыми условиями" (которую планировалось использовать для обеспечения независимости от аудируемых банков). Эта формулировка "имеет различную трактовку применительно к разным обстоятельствам, что может необоснованно привести к нарушению прав аудиторской организации (индивидуального аудитора) либо аудируемой организации", - отмечало МЭР.

Эта же формулировка встречается и в новом законопроекте, так что его дальнейшая судьба тоже остается под вопросом.