27 июня состоялось заседание Совета по аудиторской деятельности, на котором, в частности, не поддержано предложение о снятии ограничения на участие аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, предусмотренных частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В то же время Совет повторил свое давнее разъяснение, что такие аудиторы вправе участвовать в аудиторской группе, оказывающей данную услугу, но лишь в качестве работника аудиторской организации.

Сложилась интересная ситуация, при которой аудитор может называться только "работником", но ни в коем случае не аудитором, хотя и имеет действующий аттестат! Рабочему органу Совета поручено подготовить разъяснения - чем же отличается понятие "участие аудитора в аудиторской деятельности" от понятия "осуществление аудитором аудиторской деятельности". Хотя закон по аудиту никаких различий между ними не  устанавливает (часть 4.1. статьи 23 закона №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности).

Кто именно голосовал в Совете по аудиту "против" этого предложения, конечно, не известно. Чье это предложение, Совет тоже не уточняет. Но, судя по различным обращениям аудиторов, оно исходит от СРО аудиторов. И здесь – еще один парадокс: не Совет, отказавшийся поддержать это предложение, а именно СРО аудиторов, его инициаторы, подавляющее большинство которых являются членами Рабочего органа Совета по аудиту, должны разъяснить этот отказ:

"В связи с этим Рабочему органу Совета поручено подготовить разъяснение понятий "участие аудитора в аудиторской деятельности" и "осуществление аудитором аудиторской деятельности".

Но это лишь одна из ситуаций, которую аудиторы - члены Рабочего органа Совета - пытаются разрешить в пользу аудиторов, хотя Совет по аудиту отказывает в этом. Кроме этой проблемы аудиторы давно пытаются решить и другие. Например, необходимость усиления административной ответственности за непроведение обязательного аудита, согласование с Росфинндзором общего плана проверок членов СРО аудиторов, введение норм, позволяющих СРО аудиторов выбирать в качестве альтернативной формы обеспечения дополнительной имущественной ответственности создание системы личного или коллективного страхования.

Все это конкретные предложения, они есть, и давно известны. Последние из них утверждены на общем собрании Российской коллегии аудиторов. Но Совет по аудиту подает иначе: "обращено внимание Рабочего органа Совета на необходимость подготовки конкретных предложений по улучшению ситуации на рынке аудиторских услуг". То есть, можно понять так, что именно Совет пытается что-то улучшить для аудиторов, но Рабочий орган Совета тянет этот вопрос, и даже не может сформулировать "конкретные" предложения.

Аудиторы уже не надеются на Совет по аудиту, и снова обращаются "выше" - к президенту РФ Путину В.В. Хотя ведь Совет и создан для того, чтобы решать все эти внутренние вопросы.