Совет Федерации одобрил масштабный закон об администрировании НДС

Рассмотрение в Совфеде прошел законопроект № 522135-6 "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям" (в части совершенствования администрирования НДС)".

Итоговый вариант данного законопроекта включил в себя как ряд предложений, внесенных депутатами, так и правительственные поправки в НК, касающиеся администрирования НДС.

Изменится определение места осуществления деятельности покупателя работ (услуг), если им является филиал или представительство организации. Оно будет определяться "на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) приобретены через это постоянное представительство)". Данные поправки вносятся в подпункт 4 пункта 1 и в пункт 2 статьи 148 НК.

Пункт 16 статьи 167, который ввели недавно, законом от 20.04.2014 N 81-ФЗ, предусматривает, что "при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества". Законопроект слова "моментом определения налоговой базы" заменит словами "датой отгрузки в целях настоящей главы", и, по сути, вернет к прежней трактовке, хоть и с другими формулировками, и реализация недвижимости опять приравняется к отгрузке.

У налогоплательщика НДС появится право при реализации товаров (работ, услуг и т.д.) не выставлять счет-фактуру, если покупателем является лицо, не являющееся налогоплательщиком НДС или освобожденное от НДС. Для этого понадобится наличие взаимного согласия сторон на невыставление счета-фактуры (поправки в подпункт 1 пункта 3 статьи 169).

Напомним, что упомянутым законом 81-ФЗ внесены поправки в п.3 ст. 169 НК - устранена необходимость вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения и в иных случаях. Однако есть исключение - выставление и получение счетов-фактур при совершении посреднических операций в пользу других лиц. Это исключение дополняется деятельностью на основе договоров транспортной экспедиции, а также выполнением функций застройщика либо технического заказчика. Экспедиторы будут обязаны вести журналы учета, если их доход определяется как вознаграждение по договору. Счета-фактуры, выставленные на суммы вознаграждений (как экспедитора, так и агенстких, комиссионных и т.д.) в журналах не регистрируются. В отношении перечисленных лиц вносятся также изменения в закон 134-ФЗ, который поправил НК в прошлом году: сведения из журналов учета вносятся в декларацию, а сами журналы должны в электронном виде отсылаться в налоговые органы.

Для ситуаций, когда сумма предоплаты превышает сумму последующей отгрузки, вводится норма о том, что продавец, исчисливший налоговую базу по полученной предоплате, к вычету затем может принять только НДС со стоимости отгрузки. Аналогичные поправки имеются для восстановления налога покупателем.

Следует отметить, что в итоговой версии закона не отражены многие инициативы как депутатов, так и правительства. К примеру, депутат предлагал увеличить срок на выставление счета-фактуры, а покупателю разрешить принимать НДС к вычету на момент фактической отгрузки, не имея на руках счета-фактуры. Это, как и ожидалось, в принятый вариант не попало. Законопроект правительства, из которого некоторые тезисы перекочевали в одобренный СФ закон, содержал также:

Эти положения также не отражены в принятом законе. Однако недавно было объявлено о намерениях сдвинуть сроки представления всех  деклараций. Будут ли когда-либо реализованы остальные инициативы, неизвестно.


Источник : Audit-it.ru