В письме от 28 декабря 2016 г. N 03-08-05/78852 Минфин рассказал об определении фактического получателя дохода при применении международных договоров РФ в целях налога на прибыль.

Федеральным законом от 15.02.2016 г. N 32-ФЗ в пункт 1 статьи 312 НК внесены изменения, согласно которым с 1 января 2017 года при применении положений международных договоров РФ иностранная организация помимо подтверждения постоянного местонахождения в государстве, с которым РФ имеет международный договор по вопросам налогообложения, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода. Это необходимо в целях предоставления льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении пассивных видов доходов от источников в РФ.

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК и международных договоров об ИДН признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом.

Предоставление налоговых льгот противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица. Пример промежуточного звена - кондуитная компания, если она обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода оно должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет, его дальнейшую экономическую судьбу. При определении фактического получателя дохода следует также учитывать выполняемые функции и принимаемые риски иностранной организации, претендующей на получение льготы в соответствии с соглашениями об ИДН.

При определении фактического получателя дохода могут приниматься во внимание документы (информация):

  • подтверждающие (опровергающие) наличие у получателя дохода права усмотрения в отношении распоряжения и использования полученного дохода, в том числе:
    • подтверждающие (опровергающие) наличие договорных или иных юридических обязательств перед третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым РФ не заключен договор об ИДН), ограничивающих права получателя дохода при использовании полученных доходов в целях извлечения выгоды от альтернативного использования;
    • подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым РФ не заключен договор об ИДН);
  • документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым РФ заключен договор об ИДН, налогообложения, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника в РФ при последующей передаче полученных денежных средств третьими лицами (местом резидентства или регистрации которых является государство (территория), с которым РФ не заключен международный договор об ИДН);
  • документы (информация), подтверждающие ведение получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория), с которым РФ заключен договор об ИДН, фактической предпринимательской деятельности.

По мнению ведомства, отсутствие в НК упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации.