ООО «Г» приобрело в лизинг специальные транспортные средства. Согласно договору право собственности на транспортные средства переходит к компании по окончании срока лизинга. ООО «Г» заявило вычет в декларации по НДС, представив в подтверждение книги покупок и продаж, договоры, акты приема передачи, счета-фактуры и товарные накладные.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, доначислила НДС, пени и штраф, установив, что приобретенные транспортные средства переданы в аренду ООО «А» за 35,4 тысяч рублей в месяц, в то время как лизинговые платежи в месяц составляют 94 тысячи рублей. При этом ООО «А» является взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику, поскольку учредитель ООО «Г» является супругом учредителя ООО «А», компании находятся по одному адресу, контактные телефоны руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика находятся по адресу регистрации ООО «А». При этом ООО «А» применяет УСН, не является плательщиком НДС и не могло заявить налог к вычету. Более того, налогоплательщик иной деятельности, кроме сдачи этих транспортных средств в аренду, не ведет.

Компания оспаривала решение в суде (дело № А34-6036/2015), поясняя, что целью сделки являлось приобретение прав на транспортные средства, а оценка коммерческой выгоды не входит в сферу налогового контроля.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, установив, что лизинговые платежи компанией уплачивались за счет заемных средств, в том числе беспроцентного займа, предоставленного арендатором. По их мнению, убыточная сделка по сдаче в аренду взаимозависимому лицу в аренду имущества преследует единственную цель - получение арендатором права на возмещение из бюджета НДС.

В решении кассации (Ф09-10162/2016 от 08.12.2016) указано: «поскольку сумма лизинговых платежей, которую уплачивает налогоплательщик, постоянно превышает сумму получаемых им арендных платежей за то же имущество, соответствующую разницу между суммами налоговых вычетов по НДС (операции лизинга) и НДС от реализации (операции аренды) налогоплательщик систематически предъявляет к возмещению из бюджета, что является его налоговой выгодой при отсутствии экономического эффекта от заведомо убыточной сделки по сдаче имущества в аренду».