С 2006 года компания занималась строительством индивидуального жилого дома со спортивным блоком и плавательным бассейном. Поскольку сооружение было расположено в жилом комплексе, разрешительная документация на строительство была первоначально оформлена на одноквартирный жилой дом. В период строительства компанией принимались меры к изменению назначения возводимого объекта. В декабре 2011 года компания была уведомлена администрацией о возможности размещения на земельном участке спортивно-оздоровительного комплекса при условии разработки новой документации.

18 июля 2014 года компания заявила вычеты в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2014 года по счетам-фактурам за декабрь 2009 – июнь 2011 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в вычетах, указав на пропуск срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК – вычет мог быть заявлен не позднее 30 июня 2014 года.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что трехлетний срок на принятие к вычету НДС необходимо исчислять с 16 октября 2013 года - с даты получения разрешения на строительство спортивно-оздоровительного комплекса, поскольку в этот момент были выполнены все необходимые условия для принятия НДС к вычету. До этого выремени вычет не мог быть заявлен, поскольку согласно подпункту 22 пункта 3 статьи 149 НК реализация товаров, работ, услуг при возведении жилого дома НДС не облагается.

Суд первой инстанции (дело № А40-200662/2015) поддержал выводы инспекции. Апелляция отменила его решение, указав, что право на возмещение налога возникло у компании с момента изменения назначения объекта строительства с жилого здания на спортивно-оздоровительный комплекс.  

Окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, установив, что с начала строительства налогоплательщик знал, что возводит спортивный комплекс, а не жилой дом. Следовательно, выдача разрешения на строительство спортивно-оздоровительного комплекса вместо ранее выданного разрешения правового значения для предъявления НДС к вычету не имеет. Более того, о возможности изменения разрешительной документации налогоплательщик узнал в конце 2011 года и был вправе заявить вычеты в установленный срок.

Судья ВС (305-КГ16-15142 от 21.11.2016) согласился с решением суда и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.