Компания, применяя общую систему налогообложения, занималась розничной торговлей моторным топливом через 39 автозаправочных станций, часть из которых получена в аренду. Арендодатели применяли УСН, то есть налог на имущество не уплачивали.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на имущество, пени и штраф, установив, что руководителем и единственным работником фирм-арендодателей являлся К. (руководитель и учредитель налогоплательщика), который сдавал бухгалтерскую и налоговую отчетность всех фирм. Все арендодатели зарегистрированы по одному адресу, расчетные счета открыты в одном банке. Источником денежных средств для приобретения АЗС являлись заемные средства, предоставленные управляющей компанией, руководителем и единственным учредителем которой также является К..

Инспекция решила, что налогоплательщик создал схему, направленную на получение необоснованной налоговой выгоды в виде, в том числе, уклонения от уплаты налога на имущество.

Суды трех инстанций (дело № А74-9292/2015) признали законным решение инспекции, указав на применение схемы минимизации налоговых обязательств путем «дробления бизнеса» и формальной регистрации АЗС на взаимозависимые организации, применяющие УСН, и не являющиеся плательщиком налога на имущество.

Суды (постановление кассации Ф02-5088/2016 от 13.10.2016) отклонили довод налогоплательщика о том, что признание налогоплательщика и собственников АЗС одним юрлицом не предусмотрено НК. В данном случае судами оценено именно экономическое содержание соответствующих операций.