Госдума приняла законопроект о механизме взимания акцизов на алкоголь
© lenta.ru

Законопроектом уточняется порядок учета возврата подакцизных товаров при определении налоговой базы и документы, которые могут предоставляться налоговым органам для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза.

Госдума приняла во втором чтении законопроект, направленный на совершенствование механизма взимания акцизов и авансовых платежей акцизов по алкогольной продукции.

"Мы очень серьезно усиливаем прозрачность процедуры контроля за уплатой акцизов на алкоголь", — заявил председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, представляя подготовленную ко второму чтению редакцию. Он напомнил, что собираемость акцизов по алкоголю падает, что "в значительной степени" связано с существующими схемами ухода от уплаты акциза.

Депутат считает, что законопроектом создаются "действенные инструменты" для налоговой службы, чтобы она могла осуществлять соответствующий контроль, и решаются вопросы, связанные с банковской гарантией. "То есть создаем реальный действующий механизм по противодействию недобросовестным налогоплательщикам на пути уклонения от уплаты налогов", — подчеркнул глава бюджетного комитета.

Макаров также отметил, что вносятся поправки, предложенные председателем комитета по энергетике Павлом Завальным и направленные на устранение тех ошибок, которые были допущены ранее при внесении изменений в главу "Акцизы" Налогового кодекса. Депутат напомнил, что ранее "очень много говорил о том, что формула средних дистиллятов распространяется на то, что в НК не должно облагаться" акцизом, имея ввиду газовый конденсат. "Никто из нас не был специалистом в области химии, поэтому мы поверили правительству на слово и приняли эту формулу", — добавил он. Одна из поправок Завального исключает возможность отнесения газового конденсата к средним дистиллятам, а, следовательно, он, как и раньше, не будет облагаться акцизом.

Положения проекта 

Законопроектом уточняется порядок учета возврата подакцизных товаров при определении налоговой базы. При этом устанавливается, что налоговая база, исчисленная налогоплательщиком по операциям реализации произведенной им алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции, не может уменьшаться на объем данной продукции, возвращенной покупателем. Это связано с тем, что возврат такой продукции возможен только в случае, если она некачественная, а значит, подлежит уничтожению и не может быть впоследствии реализована, пояснял ранее Макаров. Соответствующая поправка направлена на "устранение одной из самых распространенных схем махинаций с акцизами", добавлял он.

Налоговым органам предоставляется право при проведении камеральной проверки налоговой декларации по акцизам, в которой заявлены налоговые вычеты, истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие фактический возврат подакцизных товаров и правомерность применения данных вычетов

Производители алкогольной и спиртосодержащей продукции, реализующие ее за рубеж в соответствии с таможенной процедурой экспорта, в отношении которых установлена обязанность по уплате авансового платежа акциза, будут вправе представить в налоговый орган одну банковскую гарантию в целях одновременного освобождения от уплаты авансового платежа акциза и от уплаты акциза при такой реализации.

Законопроектом уточняются документы, которые могут предоставляться налоговым органам для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и возмещения сумм акциза, уплаченных производителем алкогольной и спиртосодержащей продукции в связи с отсутствием банковской гарантии, и сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком и подлежащих налоговым вычетам.

Налогоплательщик будет вправе представить в налоговый орган реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций) с указанием в нем регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий данных деклараций или реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов вместо копий данных документов.