Компания выплачивала работникам дополнительную компенсацию (единовременную выплату при расторжении трудового договора по соглашению сторон) и учитывала ее при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки за 2011-2013 годы ИФНС указала на неправомерность учета в расходах данных выплат, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция сочла эти расходы экономически необоснованными и не связанными с производственной деятельностью компании.

Компания обратилась в суд (дело № А11-3967/2015) полагая, что спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений и понесены в целях эффективного кадрового управления, направленного на повышение эффективности производственной деятельности.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным. При расторжении трудового договора увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка (статья 178 ТК). Трудовым договором или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Такие выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

Проанализировав представленные компанией документы (трудовые договоры, дополнительные соглашения к ним, допсоглашения о расторжении трудовых договоров, соглашения о расторжении трудовых договоров, списки сотрудников и приказы о прекращении (расторжении) трудовых договоров с работниками), суды решили, что спорные выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон не носят производственного характера и не связаны с оплатой труда работников.

По мнению судов, тот факт, что допсоглашение о расторжении трудового договора является неотъемлемой его частью, не свидетельствует о наличии оснований для отнесения спорных выплат к расходам.

Суды (постановление кассации АС Волго-Вятского округа Ф01-234/2016 от 03.03.2016) также отклонили довод компании о том, что в соответствии с новой редакцией пункта 9 статьи 255 НК ее позиция закреплена законодательно. Суды указали, что эти положения вступили в силу 1 января 2015 года, следовательно, к спорным правоотношениям они не могут применяться. 

Напомним, что противоположные выводы недавно сделал АС Московского округа, учтя волю законодателя и указав, что перечень расходов на оплату труда является открытым, и спорные затраты за периоды до 2015 года могут быть учтены в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК как другие виды расходов.