Компания учла в расходах 2010-2011 годов лизинговые платежи за 2005-2009 годы, руководствуясь при этом учетной политикой и распределив аккумулированные суммы лизинговых платежей на периоды 2010-2011 годов равными долями. Это объясняется тем, что приобретенное в лизинг оборудование фактически стало использоваться в деятельности, направленной на получение дохода, с момента ввода оборудования в эксплуатацию в 2010 году.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерность такого учета.

Суд первой инстанции (дело № А64-2400/2014) признал решение инспекции недействительным, посчитав, что включение лизинговых платежей равными частями в состав расходов после комплексного опробирования оборудования, ввода в эксплуатацию всего комплекса и начала его использования для извлечения прибыли законно.

Апелляция отменила его решение, указав на пункт 1 статьи 272 НК, согласно которому расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся. Пункт 8.1 статьи 272 НК устанавливает, что расходы по приобретению переданного в лизинг имущества признаются в качестве расхода в тех отчетных периодах, в которых в соответствии с условиями договора предусмотрены арендные платежи. Налогоплательщик не вправе самостоятельно изменить периоды отнесения в состав расходов лизинговых платежей, в том числе и путем указания на это в приказе об учетной политике.

В решении кассации (Ф10-47/2016 от 10.02.2016), которая согласилась с апелляцией, указано: «то обстоятельство, что в период действия договоров лизинга имущество фактически не эксплуатировалось налогоплательщиком, в рассматриваемой ситуации не имеет правового значения».