По результатам выездной налоговой проверки ООО «М» инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальными операции с ООО «Ф», «А», «Г» и «С». Инспекция установила, что указанные компании по юрадресам не располагаются, зарегистрированы по адресам массовой регистрации, налоговую и бухгалтерскую отчетность не сдают, налоги не уплачивают, имущества и штата сотрудников не имеют. Денежные средства, полученные от налогоплательщика, в тот же день перечислялись третьим лицам, что в итоге вело к их обналичиванию - денежные средства, перечисленные контрагентам, были возвращены директору налогоплательщика, который внес их в кассу компании в качестве финансовой помощи. К тому же, первичные документы от имени указанных фирм подписаны неустановленными лицами.

Суды трех инстанций (дело № А65-7584/2015) признали решение инспекции недействительным, указав, что факт отсутствия контрагента по юрадресу не свидетельствует о недобросовестности его и налогоплательщика. Доказательства непредставления фирмами отчетности в период взаимодействия с налогоплательщиком инспекция не представила. Доказательства того, что полученные от налогоплательщика средства не направлялись на текущие платежи (аренду, зарплату, транспортные расходы), также не свидетельствует о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Суды также отклонили довод о том, что перечисленные контрагентам денежные средства были возвращены директору, который внес их в кассу в качестве финансовой помощи. Фактов прямого возврата денежных средств, перечисленных контрагентам, обратно налогоплательщику, налоговым органом не установлено. Директор налогоплательщика пояснил, что денежные средства «давали друзья и знакомые».

Подписание документов от имени контрагентов неустановленными лицами не может самостоятельно, в отсутствие иных фактов и обстоятельств, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной.

Суды (постановление кассации Ф06-5522/2016 от 17.02.2016) учли, что на момент на момент проведения спорных сделок контрагенты налогоплательщика состояли на налоговом учете в налоговом органе и в установленном законом порядке ликвидированы не были, доказательств аффилированности или взаимозависимости инспекция не представила.