Компания заключала с физлицами договоры на выполнение организационно-методических работ по охране труда в течение года, на оказание услуг по обеспечению пропускного режима, на выполнение исследовательских и опытно-конструкторских работ, консультирование, на оказание услуг и выполнение работ по обеспечению ежемесячной сверки расчетов и прочие. Договорами была предусмотрена ежемесячная и твердо установленная оплата, размер которой не зависел от объема и качества выполненных работ и оказанных услуг. Договоры и акты не содержат количественных и качественных характеристик.

По результатам выездной проверки ФСС указал на неправомерное занижение базы по страховым взносам на сумму выплат на основании гражданско-правовых договоров, которые, по мнению фонда, фактически являются трудовыми. Компании были доначислены взносы, пени и штраф.

Суды трех инстанций (дело № А79-9190/2014) признали решение фонда законным, проанализировав спорные договоры и установив, что их предметом является определенная трудовая функция, а не результат определенной услуги.

Суд разъяснили, что цена договора подряда (согласно статье 709 ГК) включает компенсацию затрат исполнителя и его вознаграждение, а в данном случае договорами предусмотрена ежемесячная установленная оплата. Таким образом, выплаты по указанным договорам являются скрытой формой оплаты труда и подлежат обложению взносами.  

Суды (постановление кассациии Ф01-5326/2015 от 25.12.2015) отклонили довод истца о отсутствии у фонда права на оценку договоров. Суды указали на часть 1 статьи 4.2 закона 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с которым фонд имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты взносов. Кассация указала: «само по себе право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов подразумевает право на оценку представляемых страхователем документов, в том числе договоров».