Между ООО (поверенный, применяющий ОСН) и ИП (доверитель, применяющий ЕНВД) был заключен договор, по которому доверитель поручает поверенному от имени и за счет доверителя совершать действия по оформлению сделки купли-продажи товара физлицам в торговых отделах доверителя, в том числе принимать денежные средства и выдавать кассовый чек. Еще один аналогичный договор был заключен между теми же лицами, но в нем ИП являлся поверенным, а ООО - доверителем. В обоих случаях поверенные получали вознаграждение.

Реализация товаров ИП и ООО велась на одной площади с едиными входами, оформленной в едином фирменном стиле, с использованием одной кассовой линии, с совместным инкассированием выручки ООО и ИП, товары приобретались у одних и тех же поставщиков, доставлялись на склад компании, доставка, разгрузка товара и его хранение велась силами ООО ввиду отсутствия соответствующих работников у предпринимателя.

В ходе выездной проверки ООО налоговая решила, что создана схема уклонения от налогообложения, позволяющая распределять выручку для минимизации налогов. В результате инспекция добавила к выручке ООО выручку ИП, доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штрафы.

Суд первой инстанции (дело № А12-24270/2014) признал решение инспекции недействительным, указав на отсутствие доказательств реального неисполнения договоров поручительства и недоказанности в действиях ООО и ИП недобросовестности.

Апелляция согласилась с выводами инспекции, а окружной арбитражный суд оставил в силе решение суда первой инстанции, указав, что кроме указанного ИП на территории магазина находились и другие предприниматели, и характер их взаимоотношений существенно не отличался от характера спорных взаимоотношений.

Судебная коллегия по экономическим спорам (306-КГ15-7673 от 27.11.2015) оставила в силе решение апелляции, указав, что окружной арбитражный суд превысил свои полномочия и переоценил фактические обстоятельства дела.