Если предлагаемые поправки будут приняты, то ФНС будет публиковать на своем сайте сведения о выявленных у налогоплательщиков недоимках, информацию из нового расчета 6-НДФЛ, сдаваемого организациями за год, об уплаченных ими за год налогах, о доходах и расходах юрлиц согласно бухгалтерской (финансовой) отчетности. Кроме того, порядок изъявления согласия на исключение сведений режима из налоговой тайны предложено изложить в НК.

Депутат Госдумы А.М.Макаров внес в ГД законопроект № 911054-6, дополняющий статью 102 Налогового кодекса.

Напомним, что из режима налоговой тайны исключаются сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя – налогоплательщика. Предлагается указать, что указанное согласие на использование данных сведений любыми лицами по их усмотрению представляется в налоговый орган в отношении всех или части сведений по выбору налогоплательщика. Согласие можно будет подать в письменной форме лично или передать в электронной форме по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика по форме или формату, утверждаемым ФНС.

Сейчас к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Предложено добавить, что открытыми также будут данные о наличии и сумме недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Кроме того, из состава сведений, составляющих налоговую тайну, предложено исключить сведения о налогоплательщике – организации в части:

  • среднесписочной численности работников за календарный год и совокупной суммы их доходов, отраженных в расчетах о доходах физлиц за календарный год (судя по формулировкам, речь идет скорее о вводимом с 2016 года ежеквартальном расчете по форме 6-НДФЛ, чем о справке 2-НДФЛ), если среднесписочная численность - более 2 человек;
  • уплаченных в предыдущем календарном году сумм налогов (в том числе, уплаченных налоговым агентом) и сборов (по конкретным налогам, сборам), без учета уплачиваемых на таможне;
  • сумм доходов и расходов (выручки и себестоимости) по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика, составленной в соответствии с законом о бухучете, за предшествующий год.

Перечисленные сведения (включая данные о выявленных недоимках) в общедоступном виде предлагается публиковать на сайте ФНС.

В пояснительной записке автор указывает, что к бухгалтерской отчетности организации, даже не подлежащей обязательному опубликованию, полученной органами госстатистики, формально позволен открытый доступ, однако та же бухгалтерская отчетность, полученная налоговыми органами, подпадает под строгий режим хранения и ограничения доступа к ней. При этом имеющиеся в налоговых органах данные о субъектах предпринимательской деятельности крайне востребованы всеми участниками гражданского оборота. Налогоплательщики, обязанные проверять своих контрагентов, не имеют в настоящее время необходимого информационного ресурса, позволяющего им судить о реальности и добросовестности своих бизнес-партнеров, указал автор, однако вся необходимая информация имеется у налоговых органов в защищаемом от разглашения виде.