ООО «А» занималось розничной торговлей фармацевтическими товарами через магазин под своей торговой маркой и применяло ЕНВД.

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что под этой же торговой маркой в разных частях города ведут аналогичную деятельность еще ряд компаний, учрежденных теми же лицами, что и проверяемый налогоплательщик. Руководителем всех фирм является одно и тоже лицо. Компании имеют одних поставщиков, счета в одном банке. Аптечная сеть имеет единую справочную службу, предоставляющую потребителям информацию о наличии лекарственных препаратов и БАДов, о возможности их заказа на дом, о ценах на них, о режимах работы аптек.

Правообладателем торгового знака является ООО «А», предоставляя остальным компаниям его в  безвозмездное пользование в своей рекламной деятельности: на вывесках рекламных щитов, информационных стендах и табло, объявлениях.

При этом инспекция указывает, что общая численность работников всех компаний составляет 139 человек, что превышает лимит в 100 человек для применения ЕНВД, установленный статьей 346.26 НК.

Инспекция решила, что в результате дробления аптечного бизнеса налогоплательщик воспользовался необоснованной налоговой выгодой в виде применения спецрежима, доначислила налоги, пени и штрафы.

Суды трех инстанций (дело № А56-67658/2014) признали решение налоговой недействительным, установив, что аптечные фирмы имеют собственные органы управления и необходимый персонал, имущество и расчетные банковские счета, то есть ведут самостоятельную предпринимательскую деятельность, не являющуюся частью единого производственного процесса, направленного на достижение общего экономического результата. Налогоплательщик не нес затрат на содержание других фирм и не имел возможности распоряжаться их имуществом. Все фирмы заключали договоры с поставщиками от своего имени, самостоятельно вели бухгалтерский и налоговый учет.

Суды (постановление кассации Ф07-4939/2015 от 06.08.2015) разъяснили, что законодательство не содержит ограничений для физлиц относительно количества юрлиц, учредителями которых они могут являться, а также запрета на сделки между фирмами, в состав участников которых входят одни и те же лица. Кроме того, НК не предусматривает возможности определения налоговых обязательств налогоплательщика путем суммирования полученного им дохода с величиной дохода другого субъекта предпринимательской деятельности, ведущего самостоятельную деятельность и представляющего налоговую отчетность, уплачивающего налоги.