Компания приобрела векселя и поместила их на хранение в банк, откуда они через несколько дней были похищены, а еще через 3 дня векселя уже были предъявлены к оплате и оплачены банком. По факту происшествия было возбуждено уголовное дело, которое через два месяца было приостановлено, а через год прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Установлено, что при хищении была использована поддельная доверенность от имени руководящего лица компании и ключ от ячейки.

Компания учла стоимость похищенных векселей во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на отсутствие документов, подтверждающих хранение векселей в банке.

Суд первой инстанции (дело № А40-60191/2014) признал решение инспекции недействительным, указав, что достаточным условием для учета расходов является постановление УВД, которым подтверждены факты хищения и отсутствия виновных лиц.

Апелляция и окружной арбитражный суд отменили решение суда, указав, что документального подтверждения хранения векселей в банке не представлено. Компания пояснила, что они уничтожены ввиду истечения срока их хранения. Таким образом, включение данной суммы в состав расходов, по мнению судов, не соответствует требованиям статьи 252 НК.

Суды отметили, что компания была вправе предъявить требование к банку о взыскании убытков, причиненных утратой векселей, помещенных на хранение в банковскую ячейку. Однако претензий к банку с требованием возместить ущерб компания не выдвигала. Организация это объяснила наличием нескольких крупных кредитов на суммы, значительно превышающие сумму утраченных векселей. По ее мнению, заявить иск кредитору с точки зрения предпринимательской деятельности являлось неразумным с учетом наличия значительных финансовых обязательств перед контрагентами и государством. Однако документально подтверждения такого утверждения компания также не представила.

Судья ВС (305-КГ15-6264 от 29.06.2015) согласился с выводами судов, отметив: «в состав расходов могут быть отнесены лишь суммы убытков, возникшие по объективным, независящим от налогоплательщика причинам, и подтвержденные соответствующими первичными документами». Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.