Запрет на плановые надзорные проверки на 2016-2018 годы будет касаться субъектов малого предпринимательства, при этом в случае ошибочного включения такого субъекта в план проверок достаточно будет подтвердить право на такой статус. Проверки со стороны Росфиннадзора в отношении малых аудиторских организаций не прекратятся. Начиная с 2018 года при планировании проверок надзорные органы будут применять риск-ориентированный подход.

Законопроект № 814738-6 о так называемых надзорных каникулах принят во втором и третьем чтениях.

Устанавливается запрет на проведение с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановых проверок в отношении юрлиц, ИП, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства.

Ко второму чтению документ был дополнен рядом норм, согласно которым начиная с 2018 года при планировании надзорных проверок применяется риск-ориетированный подход. Субъекты, отнесенные к невысокому классу риска, смогут не включаться в план проверок, или же для таких субъектов может снижаться длительность проверок. Также для субъектов с определенными классами риска может устанавливаться своя периодичность проверок. Все подробности правоприменительной практики данных норм будут устанавливаться правительством РФ, в том числе правила отнесения субъектов к различным категориям риска, виды надзора, для которых будет применяться риск-ориентированный подход. Для отдельных видов контроля/надзора правительство может решить начать применять такой подход и до начала 2018 года.

Нормы законопроекта о трехлетних надзорных каникулах практически не изменились с момента внесения.

Если в отношении субъекта ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение или наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проверки, по результатам которой принято такое решение, прошло менее трех лет, то такой субъект может быть включен в ежегодный план проверок при его формировании.

Из текста законопроекта также следует, что субъект может подать заявление об исключении из плана проверок, если был включен туда незаконно. В том числе, например, если соответствующий госорган не владел информацией о том, что субъект относится к категории малого бизнеса. При этом законопроектом установлена обязанность госоргана, формирующего план проверок, получать информацию об отнесении субъекта к малым по системе межведомственного взаимодействия. Если проверка все же начата, то проверяющие обязаны разъяснить руководству фирмы положения данной нормы. Если после этого был документально подтвержден факт отнесения субъекта к числу малых, проверка прекращается.

Ко второму чтению из законопроекта исключены нормы о том, что в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан не распространяется запрет на плановые проверки на лиц, занимающихся видами деятельности, в которых по закону плановые проверки могут проводиться два и более раза за три года. К таким видам деятельности согласно предыдущей версии законопроекта относилась деятельность в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Как и в первоначальной версии, не будет распространяться запрет на проверки на следующие виды государственного контроля (надзора):

  • в области промышленной безопасности и на федеральный государственный пожарный надзор в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
  • в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
  • в отношении юрлиц и ИП, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
  • в области обеспечения радиационной безопасности;
  • в области защиты гостайны;
  • на лицензионный контроль в отношении организаций, управляющих многоквартирными домами;
  • на ВККР аудиторских организаций. Напомним, что это было одной из последних правок законопроекта перед его внесением.