В Госдуму внесен измененный текст законопроекта № 529775-6 о поправках в НК (об установлении пределов осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком). Авторы - председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров и член комитета Совета федерации по бюджету и финансовым рынкам Ефим Малкин.

Согласно новому варианту текста предлагается закрепить в НК нормы, согласно которым не смогут являться основанием для вычетов НДС и учета расходов соответственно счета-фактуры и документы, служащие для подтверждения расходов:

  • подписанные неуполномоченным либо неустановленным лицом
  • выставленные (подписанные) лицом, которое не осуществило реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав. Исключение составят случаи, когда исполнение обязательств в соответствии с законодательством РФ или с условиями договора может быть возложено на третье лицо, либо в случаях исполнения обязательства на основе договора комиссии, агентского договора (предусматривающего исполнение от имени агента). В целях НДС среди исключений также счета-фактуры по договорам транспортной экспедиции и при выполнении функций застройщика.

Кроме того, в статью 54 НК предлагают внести общее правило, запрещающее налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.

Напомним, что в настоящее время наличие необоснованной налоговой выгоды, а также влияние факта ненадлежащего подписания документов на возможность принятия расходов или вычетов оценивается исключительно судами. Сам по себе доказанный факт подписания документов неустановленными лицами, как правило, не является основанием для отказа в расходах или вычетах. Это может произойти лишь при наличии совокупности фактов, свидетельствующих о фиктивности сделки. Об этом говорят, к примеру, решения окружных арбитражных судов по делам, о которых мы сообщали:

Перечисленные дела возникли из наличия у налоговиков претензий к подписям на документах, а окончились победой налогоплательщиков. В случае принятия законопроекта подобная судебная практика сменит направление.

Изначально проект те же субъекты законодательной инициативы внесли примерно год назад. В начальной версии были определены в целях НК такие понятия, как "злоупотребление правом" и "добросовестное поведение" налогоплательщика. Также указывалось, что "в случае установления в ходе налоговых проверок факта неисполнения контрагентом своих обязательств по сделке налоговым органом может быть отказано налогоплательщику в признании расходов и в применении налоговых вычетов". При этом налогоплательщик, предъявивший расходы или вычеты по такой сделке, рисковал, если "мог обладать информацией" в том числе об отсутствии у контрагента ресурсов с учетом оценки его деловой репутации. На данный момент применение понятия репутации контрагента во взаимосвязи с оценкой реальности сделки применяется только в судах, равно как и остальные перечислявшиеся в начальной версии проекта понятия.

Однако, как пишет РБК, правительство сразу же отвергло начальную версию проекта, указав на на коррупционные риски из-за чрезмерного расширения полномочий налоговых органов. Также РБК сообщает, что первоначально идея расширить полномочия налоговиков по оценке налоговой выгоды принадлежала правительству РФ.