В письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 ФНС напомнила, что именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность.

Необходимо удостовериться в правоспособности юрлиц, являющихся участниками сделок, и надлежащих полномочиях руководителей данных юрлиц, имеющих право на заключение и подписание договоров, влекущих правовые последствия.

Чиновники также напомнили о критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, утвержденные приказом ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. (Кстати, по состоянию на 21 апреля критерии по налоговой нагрузке и рентабельности все еще не обновлены с учетом данных за 2014 год).

Критерий 12 содержит перечень дополнительных обстоятельств, при наличии которых налоговые органы делают вывод о высокой степени налогового риска у налогоплательщика:

  • отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС www.nalog.ru);
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных и торговых площадей;
  • контрагент зарегистрирован по адресу "массовой" регистрации.

Добавим, что указанный критерий содержит также и такие признаки

  • отсутствие личных контактов с контрагентом;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя контрагента (либо его представителя), копии документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (об этом, в частности, недавно сообщало УФНС по Сахалинской области).

Наличие подобных признаков означает высокий риск того, что налоговые органы будут квалифицировать подобного контрагента как проблемного, а сделок, совершенных с ним, - как сомнительных.

Наличие выписки из ЕГРЮЛ в отношении какого-либо контрагента подтверждает только факт его госрегистрации и не может автоматически являться достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента.

При госрегистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных федеральным законом 129-ФЗ. Поэтому при регистрации создаваемой организации налоговый (регистрирующий) орган не может проверить достоверность сведений, содержащихся в представленных на регистрацию документах. Отказ в госрегистрации допускается лишь при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности сведений об адресе для связи с юрлицом, месте жительства управляющего или месте нахождения управляющей организации.

Говоря об этом, ФНС еще не учла принятие федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ, направленного на обеспечение достоверности сведений, представляемых при госрегистрации (на момент выпуска письма ФНС данный закон подписан еще не был). Однако в более позднем письме, о котором мы уже сообщали, чиновники рассказали о новеллах данного закона. По-видимому, теперь следует ждать нового письма, в котором будут новые выводы относительно роли выписок из ЕГРЮЛ при доказывании должной осмотрительности.

Кроме того, ФНС отметила, что налогоплательщики нередко обращаются в налоговые органы с просьбой подтвердить исполнение налоговых обязательств контрагентами. Однако даже в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной проверки.

Таким образом, налогоплательщикам при выборе контрагентов следует учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков, пишут чиновники.