При этом в законопроект ко второму чтению планируется внести нормы о расширении диапазона учитываемых в расходах процентов по контролируемым займам, а также разрешить симметричные корректировки, если исходные внесены стороной сделки самостоятельно.

На другое заседание перенесено рассмотрение в первом чтении законопроекта № 675906-6 о внесении изменений в статью 269 НК в части определения понятия контролируемой задолженности. Проект был внесен одним из депутатов.

Законопроект распространяет понятие контролируемой задолженности на долговые обязательства перед любыми иностранными взаимозависимыми лицами. Согласно действующей редакции НК, это понятие, в частности, характеризует задолженность только перед материнской иностранной организацией. Два других предусмотренных случая признания задолженности контролируемой (перед российской организацией, аффилированной с иностранной или при наличии поручительства между указанными лицами) также несколько изменятся - "перед российской организацией" предложено заменить на "перед российским лицом". Кроме того, предлагается исключить из понятия "контролируемая задолженность" кредиты, получаемые российскими налогоплательщиками от независимых кредитных организаций, даже если они обеспечены гарантией, поручительством иностранного взаимозависимого лица.

Законопроект был поддержан профильным комитетом ГД и подготовлен к принятию в первом чтении. Вместе с тем, комитет предложил внести в проект ряд поправок ко второму чтению. В частности, предлагается:

  • для контролируемых займов расширить пределы ставки по банковским кредитам, которая учитывается при определении дохода для банков и расходов для заемщиков. В настоящее время на 2015 года этот интервал установлен в диапазоне от 0.75 до 1.25 от ставки рефинансирования ЦБ, которая равна 8,25%, а значит, существующий интервал не отражает ситуацию на рынке капитала;
  • пересмотреть порядок определения размера задолженности, учитываемой при исчислении коэффициента капитализации, если кредит (заем) был получен налогоплательщиком в иностранной валюте, ввести временную норму, вводящую предельное значение курса иностранной валюты для такого пересчета;
  • рассмотреть вопрос о временном приостановлении на 2015 год налогового контроля доходов, полученных (выплаченных) в виде процентов по кредитам (займам), совершаемым в рамках одной холдинговой структуры между российским организациями, имея в виду отсутствие реальных индикаторов рыночной величины по таким операциям и отсутствие выпадающих доходов для бюджетной системы;
  • синхронизировать порядок использования банковской гарантии при исчислении акцизов и при исчислении НДС, имея в виду, что предусмотренное статьей 176.1 НК положение допускает при определенных обстоятельствах заявительный порядок возмещения НДС и при отсутствии банковской гарантии (для крупнейших налогоплательщиков,  для резидентов территории опережающего социально-экономического развития);
  • урегулировать вопрос налогообложения обязательств, выраженных в драгоценных металлах, с целью устранения противоречий в толковании применения налогового законодательства при исчислении курсовых разниц, учитываемых для целей налога на прибыль;
  • рассмотреть вопрос о разрешении симметричной корректировки налоговых обязательств по налогу на прибыль в добровольном порядке, а не только после решения налогового органа, как это предусмотрено статьей 105.17 НК.

Последнее предлагается, по-видимому, с подачи правительства РФ, которое ранее разрабатывало соответствующий законопроект.