Также суды признали незаконным доначисление НДС с полученных субсидий из областного бюджета.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала в вычетах по счетам-фактурам банка на оплату комиссии за обслуживание кредита. По мнению налоговиков, в этом случае применяется подпункт 3 пункта 3 статьи 149 НК, согласно которому не облагается НДС размещение привлеченных денежных средств организаций и физлиц от имени банков и за их счет. Также ИФНС указала на неправомерное невосстановление суммы НДС от полученных из федерального бюджета субсидий в соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК.

Суды трех инстанций (дело № А67-6916/2013) решили, что «обслуживание кредита», за которое в данном случае банк получал вознаграждение с налогоплательщика (включая суммы НДС) не относится к банковским операциям, подлежащим освобождению от НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 149 НК.

Суды отметили, что комиссия за обслуживание кредита включает в себя плату за услуги банка по подготовке заключений на выдачу кредита; предоставление информации о банковских счетах, открытых клиенту в банке, наличии средств на счетах и суммах начисленных процентов по остаткам средств на этих счетах, а также наличии ссудной задолженности, иных аналогичных услугах. В соответствии со статьей 819 ГК по кредитному договору банк обязуется предоставить заемщику денежные средства под определенные проценты. Если вышеуказанные операции не включены в условия кредитного договора, то они не являются неотъемлемой частью банковской операции, освобождаемой от НДС. Решение инспекции в этой части признано неправомерным.

Суды также признали недействительным решение инспекции по другому эпизоду.

Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога (подпункт 6 пункта 3 статьи 170 НК). При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.

Суды, в том числе кассация (Ф04-10555/2014 от 02.12.2014) установили, что бюджетные средства предоставлялись из областного бюджета, их размер определялся без НДС, и доказательств, что компания приняла к вычету сумму налога в отношении субсидий, инспекция не представила.

Учитывая вышеизложенное, основания для доначисления НДС у инспекции отсутствовали.