Между ООО «Э» (поставщик) и ООО «Л» (покупатель) был заключен договор поставки материалов (щебня, битума и прочих). Передача товара оформлена товарными накладными по форме ТОРГ-12.

По результатам выездной налоговой проверки ООО «Л» инспекция доначислила НДС, пени и штраф, ссылаясь на недостоверные сведения в счетах-фактурах, выставленных указанным контрагентом, подписание документов от его имени неустановленным лицом, отсутствии у ООО «Э» необходимых условий для ведения деятельности. Кроме того, в периоде осуществления сделок ООО «Э» было фактически реорганизовано путем слияния в ООО «Ю».

Суды трех инстанций (дело № А50-188/2014) признали решение инспекции недействительным, указав, что ею не представлено достаточных доказательств отсутствия реальности поставки.

Суды установили, что истцом в ходе проверки представлены все необходимые подтверждающие документы. Первичные документы подписаны руководителем ООО «Э», который не отрицает регистрацию фирмы. Заключение почерковедческой экспертизы носит вероятностный характер.

При оформлении договора ООО «Л» удостоверилось в правоспособности контрагента и его надлежащей госрегистрации в качестве юрлица, а также полномочиях лиц, действующих от его имени, на основании общедоступных сведений в сети Интернет на сайте налогового ведомства.

При этом инспекция относительно деятельности контрагента истребовала информацию только по месту нахождения его правопреемника. Сведения о регистрации транспортных средств по месту нахождения самого ООО «Э» не истребовались.

После получения денежных средств от истца ООО «Э» перечислило их ООО «К» за поставку товарно-материальных ценностей. При этом в результате встречной проверки подтвердилось, что ООО «К» поставляло в адрес ООО «Э» товар.