Опубликовано постановление пленума ВАС от 30 мая 2014 года № 33, посвященное ряду спорных вопросов при исчислении НДС.  В частности, высказаны такие позиции:

  • государственные (муниципальные) органы, имеющие статус юрлица (учреждения), в силу пункта 1 статьи 143 НК могут являться плательщиками НДС по совершаемым ими финансово-хозяйственным операциям, если они действуют в собственных интересах в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, а не реализуют публично-правовые функции соответствующего публично-правового образования и не выступают от его имени;
  • лицам, фактически использовавшим освобождение от НДС при выручке до 2 млн за 3 месяца (по статье 145 НК), не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и подтверждающих документов (ранее мы освещали проект документа по данному и предыдущему пунктам более подробно);
  • при исчислении размера выручки от реализации в целях применения статьи 145 НК надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете;
  • поступления по операциям, не облагаемым НДС (освобожденным от него), учитываться при определении размера выручки в целях статьи 145 НК не должны. Это касается и доходов от реализации подакцизных товаров, поскольку в отношении таких операций не применяется освобождение от НДС;
  • передача товаров (работ, услуг) в качестве дополнения к основному товару (сувениры, подарки, бонусы) без взимания с него отдельной платы облагается НДС как передача на безвозмездной основе, если только налогоплательщиком не будет доказано, что цена основного товара включает в себя стоимость дополнительно переданных товаров (работ, услуг) и исчисленный с основной операции налог охватывает и передачу подарков и бонусов. В противном случае от НДС освобождены лишь товары (услуги) стоимостью до 100 рублей за единицу. Не может рассматриваться в качестве облагаемой НДС операции распространение рекламных материалов, если они не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве;
  • не являются объектом налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда);
  • при камеральной проверке у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК, когда такое освобождение не является льготой - не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций;
  • моментом определения налоговой базы по предоплате может являться также дата зачета взаимных требований в счет предстоящих поставок;
  • если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя НДС и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом;
  • налогоплательщик не может быть лишен права на вычет НДС в случаях, когда предварительная оплата товаров (работ, услуг), имущественных прав производится им в натуральной форме. Аналогичным образом продавец не может быть лишен права на вычет НДС, ранее исчисленного и уплаченного в бюджет при получении авансовых платежей, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора, если возврат платежей производится контрагенту не в денежной форме.

Постановление содержит также множество иных правовых позиций, связанных с исчислением НДС.