В рамках эксперимента ФНС проведет опыты на 300 налогоплательщиках.

Минэкономразвития поставило под сомнение добровольный принцип участия бизнесменов в эксперименте по применению контрольно-кассовой техники, подключенной прямо к Федеральной налоговой службе (ФНС). Присоединение к нему позволит предпринимателям сообщать налоговым органам о всех сделках в режиме реального времени, но в то же время потребует от них дополнительных издержек. Замечания ведомства представлены в заключении на проект постановления правительства, который определяет порядок проведения эксперимента. Текст заключения есть у редакции.

Согласно проекту постановления, эксперимент по применению компаниями и индивидуальными предпринимателями (ИП) касс с подключением к интернету при проведении наличных и безналичных расчетов с использованием банковских карт пройдет в четырех регионах — Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Сроки проведения мероприятия — с 1 июля по 31 декабря 2014 года. Как сообщили «Известиям» в Федеральной налоговой службе, всего планируется подключить к опыту около 300 налогоплательщиков.

Технологию, которая будет опробована в рамках эксперимента, предложила ФНС. Нововведение состоит в том, что защищенная электронная контрольная лента, на которой фиксируются все транзакции, в новых контрольно-кассовых аппаратах  заменена на программное обеспечение. Через него данные в режиме онлайн прямо с контрольно-кассовой техники (ККТ) отправляются в налоговые органы, а покупателю выдается кассовый чек. В проекте оговаривается, что эксперимент пройдет на добровольной основе. При этом, как следует из текста документа, ИП и организации для его проведения определит Федеральная налоговая служба и направит им соответствующее уведомление. В случае согласия участвовать в эксперименте они в течение десяти дней должны подтвердить это в письменной форме.

Минэкономразвития в своем заключении на проект постановления указывает, что непосредственным разработчиком документа — Минфином — не выявлены в полном объеме риски негативных последствий. Например, в проекте постановления не определены критерии отбора ИП и организаций, которые примут участие в эксперименте. Также не ясны последствия для них в случае несогласия присоединиться к эксперименту. В заключении говорится, что «указанные недостатки проекта акта ставят под сомнение добровольный принцип участия в эксперименте». Наряду с этим, как указано в заключении экономического ведомства, не проработаны вопросы обеспечения защиты каналов передачи фискальных данных, в связи с чем велики риски утечки и искажения сведений.

В Минэкономразвития сообщили, что проект постановления правительства находится на стадии согласования, «ведомство поддерживает проект, но высказало ряд предложений и замечаний». Как отмечают в ФНС, замечания и предложения Минэкономразвития России рассматриваются для создания для налогоплательщиков максимально комфортных условий для участия в эксперименте и защиты их интересов.

Изначально предполагалось сразу по всей стране внедрить кассы с подключением к интернету уже с 2016 года. Такую норму предусматривал законопроект, разработанный в прошлом году Минфином. Цель инициативы — создание современной автоматизированной системы контроля за применением касс и полным учетом всей выручки при расчетах наличными и с использованием пластиковых карт. Как следствие, отсутствие необходимости проводить повсеместные выездные проверки, ограничиваясь точечными — там, где возникают сомнения в полноте учета всей выручки. Минфин рассчитывал экономить на выездных проверках 25 млрд рублей ежегодно.

Но Минэкономразвития тогда указало на возможные риски в разрабатываемом Минфином законопроекте. По мнению министерства, осуществить массовый и оперативный переход на ККТ, оснащенную функцией передачи информации в налоговые органы через Сеть, невозможно с технической точки зрения: даже в Москве и Петербурге проникновение интернета составляет в районе 80%. В Республике Алтай этот показатель составляет 13%, в Туве — 11%, на Чукотке — 15%, а в Ингушетии — всего 2-3%. Также Минэкономразвития указало в прошлогоднем отзыве, что затраты предпринимателей могут увеличиться в 2-3 раза.

— Таким образом, совокупные минимально возможные затраты субъектов предпринимательской деятельности по приведению бизнес-процессов в соответствие с требованиями проекта составят порядка 76 млрд рублей (совокупные минимально возможные затраты для 2,55 млн единиц ККТ, зарегистрированных в настоящее время), — отметило Минэкономразвития в отзыве на проект Минфина. 
Из-за опасений Минэкономразвития и бизнес-сообщества было принято решение провести эксперимент, чтобы выявить реальные издержки.

Поручение провести эксперимент в декабре дал первый зампредседателя правительства Игорь Шувалов. На совещании у первого вице-премьера присутствовали представители Минфина, Минэкономразвития, Минкомсвязи, ФНС, ФАС, ФСБ и регионов проведения эксперимента.

— Имеются определенные замечания у ведомств, но в данном случае они пока вряд ли могут влиять на изменение сроков проведения эксперимента, — сообщил 22 мая «Известиям» представитель секретариата Шувалова.

Как указал руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков, принцип добровольности означает, что если бизнес-субъект готов присоединиться к эксперименту, то он изъявляет свою волю и становится его участником. Данный подход, по его словам, не должен предполагать отбор. Эксперт также добавил, что в других странах, где уже применяется контрольно-кассовая техника без защищенных лент, все технологические вопросы, в том числе касающиеся безопасности передачи фискальных данных, урегулированы и жалоб от предпринимателей не поступает.

Cопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян также считает, что участие в эксперименте должно быть основано исключительно на инициативе организаций и индивидуальных предпринимателей, а не на отборе. По его словам, «Деловая Россия» со стороны ряда ее членов-представителей бизнеса уже получила согласие на участие. Данилов-Данильян подчеркнул значение качественной подготовки к проведению эксперимента, в том числе по вопросам защиты каналов передачи фискальных данных.

— В этом заинтересованы все стороны, поскольку от этого зависят результаты эксперимента. Это будет первый опыт применения ККТ с подключением к интернету в России, и он не должен быть комом, — указал эксперт.

По словам члена экспертного совета комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Романа Терехина, определить сейчас, увеличатся или сократятся издержки бизнеса на введение новой ККТ и ее обслуживание, сложно. Эксперт предполагает, что те организации и предприниматели, которые оснащены компьютерной техникой и доступом в интернет, смогут сократить свои издержки, а те, кто не оснащен, тот увеличит свои расходы в 2-4 раза.

Руководитель направления по развитию малого и среднего бизнеса независимого экспертного центра «Общественная дума» Денис Рассомахин отметил, что ККТ с подключением к интернету активно используется за рубежом, в частности, в странах Восточной Европы и в Южной Корее.

— Опыт использования такой ККТ в этих странах показал, что количество проводимых проверок в этих странах существенно уменьшилось. Это позволило уменьшить загрузку на фискальные органы, и они стали тщательнее прорабатывать другие существующие проблемы. Также в этих странах был зафиксирован рост налоговых платежей, потому что стало в разы сложнее уклоняться от их уплаты и проводить махинации с отчетностью, — говорит Денис Рассомахин.