Налоговый орган в ходе выездной проверки доначислил компании налог по УСН, установив неправомерное отнесение к расходам стоимости покупки жилого дома (таун-хауса) в сумме 6,1 млн рублей. ИФНС указывает, что данный объект не пригоден для предпринимательской деятельности - помещение жилое.

Однако суды (дело № А76-3848/2013) признали решение инспекции недействительным.

Между ООО «К» (инвестор) и ООО «А» (заказчик) был заключен договор об инвестировании строительства таун-хауса, по которому инвестор обязуется передать заказчику денежные средства в сумме 6,1 млн рублей. Между ООО «А» и компанией (истцом) заключен договор уступки прав (цессии) по данному договору об инвестировании. Компания произвела оплату уступленного права в полном размере и ею получено разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

В подтверждение дальнейшего использования таун-хауса налогоплательщиком представлены договор аренды, акты, приходный кассовый ордер, свидетельствующий об оплате услуг по предоставлению таун-хауса в аренду, а также письмо компании о предоставлении таун-хауса в залог для приобретения оборудования в лизинг.

Исследовав указанные документы, суды признали подтвержденным факт сдачи налогоплательщиком таун-хауса в аренду, а также совершение им действий по предложению указанного объекта в качестве предмета залога в обеспечение обязательств производственного характера. То есть компания приобрела спорную недвижимость для обеспечения обязательств производственного и делового характера.

Суды отмечают, что налогоплательщики осуществляют свою деятельность самостоятельно и на свой риск, и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом речь идет именно о намерениях и целях этой деятельности, а не о ее результате.