Кроме того, необходимость представления обязательного аудиторского заключения к бухгалтерской отчетности теперь будет касаться только сдачи в статистику. При этом установлены отдельные сроки сдачи в статистику аудиторских заключений - их можно будет сдавать не вместе с самой отчетностью, а в течение 10 рабочих дней после даты АЗ.

Федеральным законом N 357-ФЗ от 21 декабря 2013 года введен запрет на принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Часть 2 статьи 10 закона о бухучете в связи с этим дополнится. Сейчас она гласит о том, что не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухучета в регистрах бухучета. По новой редакции недопустимой станет также регистрация мнимых и притворных объектов бухучета в регистрах бухучета.

Тут же дается определение: "под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки)". Не будут считаться мнимыми объектами резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

В законе о бухучете появятся также положения, некоторым образом смягчающие ответственность бухгалтеров за оформление отдельных хозопераций: "Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни".

Не совсем, правда, понятно, как будет работать эта норма, ведь бухгалтер несет ответственность, в том числе и административную, за конечный результат - достоверность отчетности и исчисление налогов.

Руководитель экономического субъекта теперь будет не "утверждать", а "определять" формы первичных учетных документов, но делаться это будет по-прежнему по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета.

Вносятся также изменения в порядок опубликования уведомлений о разработке федеральных стандартов бухучета - упраздняется необходимость их опубликования в печатных изданиях, в этих целях будет использоваться только Интернет.

Необходимость представления обязательного аудиторского заключения к бухгалтерской отчетности теперь будет касаться только ее сдачи в статистику. Норма о представлении АЗ в новой редакции закона перекочует из статьи 13 "Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности" в статью 18 "Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности". Таким образом, часть 10 статьи 13 вернется к тому виду, который имела до внесения изменений летом текущего года - в ней останется лишь требование об опубликовании отчетности вместе с обязательным аудиторским заключением (а не о представлении).

В статье 18 появится, соответственно, описание порядка представления обязательного аудиторского заключения вместе с бухотчетностью в органы статистики: "При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом".

При этом остается общее требование о том, что бухотчетность сдается в статистику не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Закон вступит в силу с 1 января 2014 года.