В нормы НК о налоге на имущество организаций вносятся изменения, которые прошли уже второе чтение в Госдуме.
Во втором чтении Госдума приняла законопроект № 306970-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ (об использовании кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций)".
Законопроектом вводится, что на уровне субъектов РФ теперь будут устанавливаться не только налоговые ставки и льготы, но еще и "особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой".
Статья 375 НК "Налоговая база" полностью будет заменена. В общем случае исчисление налога на имущество организаций останется, как и было, исходя из среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной по действующему алгоритму по остаточной стоимости в бухучете. При расчете среднегодовой стоимости не будет учитываться имущество, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость.
Новой статьей 378.2 устанавливаются особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Кадастровой стоимости налоговая база будет равна для:
- административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
- нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения таких объектов;
- недвижимость иностранных организаций, не относящаяся к их постоянным представительствам (пока что они облагаются по инвентаризационной стоимости).
Разъясняется, что конкретно относится к названным объектам. В частности, в их число входят здания, в которых площадь помещений, используемых в названных целях, составляет не менее 20% общей площади.
Если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, но при этом кадастровая стоимость самого помещения не определена, то его налоговая база рассчитывается как доля кадастровой стоимости здания, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания.
Субъект РФ может принять соответствующий региональный закон только после утверждения результатов кадастровой оценки. После принятия такого закона пути назад - к определению налоговой базы исходя из баланса - нет.
Предельные ставки налога для помещений, по которым налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость, установлены в следующих размерах (региональные власти имеют право устанавливать ниже):
- для Москвы: в 2014 году – 1,5%, в 2015 году – 1,7%;
- для иных субъектов РФ: в 2014 году – 1%, в 2015 году – 1,5%;
- в 2016 году и последующие годы – 2% для всех регионов.
Для владельцев этой самой "непроизводственной" недвижимости будет интересно изучитьпроект декларации по налогу на имущество который вроде хотят применить уже за 2013 год (!) . В ней надо указать не только всякие кадастровые/условные/инвентарные номера на КАЖДОЕ здание (помещение) , но и указать материал наружных стен и материал основных конструкций... Так что коллеги не волнуйтесь, безработица нам не грозит...
Материал стен - это ерунда. Фишка в другом. Давайте на примере: организация в 2005 году по троила объект, вложив в него 100 млн. Его остаточная стоимость сейчас 95 млн. А кадастровая - 500 млн. Разницу почувствовали?
Прежде чем вводить такие изменения, нужно разобраться с кадастровой стоимостью, часто она в разы больше рыночной. Плюс простор для коррупции - когда судиться начинаешь, никто вразумительно не может ответить, откуда такая цифра кадастровой стоимости взялась.
Прежде чем вводить такие изменения, нужно разобраться с кадастровой стоимостью, часто она в разы больше рыночной.
никто вразумительно не может ответить, откуда такая цифра кадастровой стоимости взялась.
И утверждается нормативным актом субъекта. Вот я по Москве не нашел такого нормативного акта по объектам капитального строительства (в отличие от утверждения кадастровой стоимости земельных участков), хотя как говорят оценка была в 2012 году и утверждена яка бы тогда же.
Соответственно - в споры могут вступать только те владельцы недвижимости, для которых ежегодная цена вопроса (завышение налога на имущество) превышает (по моим оценкам) 3 млн. (т.е. кадастровая стоимость завышена не менее чем на 150 млн.). В противном случае издержки на оценку, ее последующую экспертизу и ведение дела в суде - не покроют снижения налогового бремени.
По Москве - кадастровые стоимости недвижимости (ТЦ и ДЦ) уже определены.
Результаты оценки по Москве тут : Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 805-ПП "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве". Приложение с перечнем объектов можно найти на каком-то из сайтов Правительства Москвы. Но проще на публичной кадастровой карте Росреестра.