Объем списываемых на расходы при исчислении налоговой базы по прибыли недостач не будет превышать 0,75% выручки от реализации товаров из перечня, утверждаемого Правительством РФ. Для принятия убытков в расходы будет требоваться раздельный учет по способам торговли и по товарам по из признаку наличия в перечне, отчет аудиторской организации о системе контроля за использованием ТМЦ и акт инвентаризации, подписанный аудитором.

Правительство внесло в ГД законопроект № 254686-6 "О внесении изменений в статьи 265 и 272 части второй Налогового кодекса РФ (в части отнесения на расходы по налогу на прибыль организаций потерь товаров при осуществлении деятельности в области розничной торговли товарами)".

Об этом законопроекте, подготовленном Минфином, мы писали ранее.

Согласно его версии, внесенной в ГД, списывать разрешат потери товара вследствие применения такого способа торговли как самоообслуживание покупателей. Недостачей для этих целей будет считаться неполное наличие этих товаров, выявленное в результате инвентаризации, возникновение которого не обусловлено естественной убылью в пределах установленных норм, и которое не может быть отнесено на виновных лиц ввиду их отсутствия.

Недостачи можно будет списать не по всем товарам, а только по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Объем списываемых на расходы при исчислении налоговой базы по прибыли недостач не должен превышать 0,75% выручки от реализации товаров из этого же перечня.

Условия принятия недостач в расходы таковы:

Выручка от торговли посредством самообслуживания должна составлять не менее 70% общей выручки торгового предприятия.

Должен вестись раздельный учет выручки от торговли путем самообслуживания и от других видов торговли, а также - выручки от реализации товаров по упомянутому выше перечню, утверждаемому правительством, и других товаров.

Должны иметься: 1. отчет аудиторской организации (только организации, индивидуальные аудиторы в этом пункте не упомянуты) о соответствии установленным требованиям системы учета и контроля налогоплательщика за использованием товарно-материальных ценностей, 2. акт об итогах инвентаризации, в котором указаны сведения о недостачах товаров по перечню.

Акт об инвентаризации должен быть подтвержден аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии налогоплательщика. В данном случае котируется как представитель аудиторской организации, так и индивидуальный аудитор.

Датой принятия в расходы недостач будет дата утверждения акта инвентаризации.

В случае принятия и официального опубликования ранее декабря 2013 года поправки могут вступить в силу с 2014 года.

Как и в ранее опубликованной на сайте Минфина версии, по тексту законопроекта упоминается о возможности списания в расходы потерь в сумме не более 0,75% от выручки от реализации товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ. При этом пояснительная записка говорит о выручке от реализации, определяемой по ст. 249 НК, без оговорки, что выручка для этих целей будет рассчитываться только по товарам из перечня. Иными словами, анонсировано использование более широкой базы для исчисления предельного размера списаний, чем это указано в законопроекте.