ФНС задала всем инспекциям страны направления, в которых они должны двигаться в наступившем году. Недавно прошло глобальное совещание-семинар, результаты которого доведены до всех налоговиков.

В распоряжении газеты «Учет. Налоги. Право» есть доклады с этого мероприятия. Из наиболее ярких фраз выступающих можно сделать выводы, чего ожидать от инспекторов в ближайшее время.

  • «…Должен культивироваться неформальный подход, основой которого является необходимость «влезть в шкуру» налогоплательщика…»

К доказыванию необоснованной налоговой выгоды инспекторы будут подходить творчески – узнавать как можно больше о деятельности налогоплательщика, представив себя на его месте. Целесообразность сделок инспекция оценивать не вправе, о чем часто напоминают арбитражные суды, поэтому цель налоговиков – поставить под сомнение «разумность» поведения налогоплательщика. Остается только догадываться, как инспекторы будут отличать целесообразность от разумности.

  • «…Доказательством фиктивности сделок является реальное месторасположение компьютера, с которого в электронном виде проводились платежи…»

Доказать необоснованность налоговой выгоды налоговикам поможет IP-адрес компьютера. Например, сама компания и контрагент, которому она перечислила деньги, формально независимы друг от друга. Но инспекторы увидели, что компьютер, с которого отправлен платеж, находится в том же месте, что и сам проверяемый налогоплательщик. Для них это будет повод задуматься и поискать другие признаки фиктивности сделки: проверить наличие у контрагента нужной лицензии, запросить карточки подписей из банка и т. д.

  • «…Повторная выездная проверка дает возможность дополнительно взыскать с налогоплательщика суммы неуплаченных налогов…»

Проводя повторные проверки, налоговики могут не только проконтролировать работу инспекций, но и значительно пополнить бюджет. Для сравнения: по данным ФНС, за девять месяцев 2010 года по обычной выездной проверке налоговики доначисляли 5,1 млн рублей, а по повторной – в 14 раз больше – 70,5 млн рублей. Если проверка проводилась в порядке контроля за деятельностью инспекции, то результаты были и вовсе фантастическими – 112,5 млн рублей по одной ревизии. В любом случае не стоит провоцировать повторную проверку, например, частыми «уточненками» с налогом к уменьшению. Или обжалованием решения ИФНС лишь по процессуальным нарушениям. В последнем случае УФНС может отменить решение инспекции и назначить повторную проверку, хотя судьи считают, что это незаконно (постановление Президиума ВАС РФ от 25.05.10 № 17099/09).

  • «…Собирается материал о наличии зон риска в отношении белых и пушистых на первый взгляд налогоплательщиков…»

Для ФНС сейчас одна из наиболее острых проблем – межрегиональные схемы. Поэтому налоговики будут передавать друг другу по всей стране сообщения о мигрантах и однодневках. Эти сообщения помогут найти схемы, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды, и самого выгодоприобретателя, в каком бы регионе он ни находился и насколько бы добропорядочным ни казался.

  • «…Стоит дважды «перепрыгнуть» из региона в регион, и интерес к таким «прыгунам» у налоговых органов утрачивается…»

Налоговики явно собрались в следующем году сосредоточиться на мигрирующих компаниях и однодневках. Цель – сделать миграцию одним из самых опасных критериев налогового риска. Пока инспекции быстро теряют интерес к компаниям, которые часто мигрируют, ведь взыскать что-либо с них трудно. Но ФНС хочет изменить эту практику. Планы следующие. Во-первых, теперь, если организация решит сменить местонахождение, инспекции должны обследовать ее новый адрес и, если он недостоверен, отказать в регистрации. Во-вторых, если налогоплательщик, внесенный в план выездных проверок, подаст заявление на изменения в устав, налоговики должны сразу назначить ему выездную проверку: это предусмотрено проектом рекомендаций ФНС. В-третьих, если организация переезжает, налоговики должны проверить, а не подставные ли у нее учредители и руководство. Если это подтвердится, надо передавать материалы в следственный комитет для возбуждения уголовного дела за фальсификацию сведений в ЕГРЮЛ по статье 170.1 Уголовного кодекса (штраф 100– 300 тыс. руб. или лишение свободы до двух лет).

  • «…Целесообразно отобразить движение товаров и денежных средств в виде графического изображения – схемы и отразить их в акте проверки…»

Не удивляйтесь, если в актах встретите рисунки, изображающие движение товаров и денег. Налоговикам подсказали эффективный способ понять и показать другим суть обнаруженной схемы. Рисовать будут сразу, как только инспектор обнаружил правонарушение, а по мере получения дополнительной информации – корректировать рисунок.

  • «Говорить о том, что статья 40 НК РФ не работает, нельзя»

Налоговики крайне редко доначисляют компаниям налоги на основании статьи 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» НК РФ – всего в 0,5 процента всех выездных ревизий. Причем в некоторых регионах (Орловская, Тульская области) за последние 2,5 года проверок с такими нарушениями не было совсем. Возможно, невнимание к ценам связано с тем, что налоговики уже не первый год ожидают введения главы НК РФ о трансфертном ценообразовании, а пока особо не стараются. В ФНС этим недовольны и призывают творчески, нестандартно подходить к сбору доказательств, смотреть свежую арбитражную практику. Однако пока решения налоговиков чаще всего отменяют, так как они ничем не подтверждают вывод о нерыночности цены или не могут правильно определить отклонение цен более чем на 20 процентов.

  • «…Хотелось бы обратить внимание на необходимость исключения формального подхода к проведению налоговых проверок филиалов…»

Проверки филиалов сейчас являются слабым местом налоговиков. Но, учитывая, что ФНС обратила на это внимание, возможно, они станут более опасными в новом году. Сейчас инспекторы проверяют филиалы спустя рукава. Об этом говорит то, что ИФНС иногда предлагают проверить филиалы, снятые с учета, или выбирают для ревизии период, когда филиала еще не существовало. Отправляют на проверки самых неопытных инспекторов и формально подходят к сбору доказательств: интересуются только дефектными счетами-фактурами, отсутствием «первички» и т. п.

  • «…Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налогоплательщик не участвовал в деятельности, направленной на уклонение от налогообложения…»

В своих докладах налоговики делают, как они сами говорят, революционный вывод, который происходит из их анализа правовой позиции ВАС РФ. Необоснованная налоговая выгода в действиях налогоплательщика возможна не только тогда, когда он сознательно к ней стремился, но и в тех случаях, когда он просто проявил небрежность или халатность, случайно связавшись с недобросовестным контрагентом.

  • «…При проведении повторных проверок следует учитывать пункт 5 статьи 93 НК РФ, ограничивающий право на повторное истребование документов…»

Сотрудники ФНС обратили внимание на важный момент: УФНС при повторной проверке не вправе заново истребовать документы, которые уже получила инспекция при первоначальной ревизии. Нужную «первичку» управление должно запрашивать только у ИФНС. Относится это к тем документам, которые налоговики истребовали при первоначальной проверке после 1 января 2010 года.

  • «…Рассматривать вопрос целесообразности истребования документов по сделкам налогоплательщика до 500 тыс. рублей…»

Чтобы сократить количество истребуемых документов, ФНС дает рекомендацию: по возможности не интересоваться сделками менее чем на 500 тыс. рублей, а для крупнейших – до 1 млн рублей. Но это не значит, что на оформление таких сделок можно махнуть рукой. ФНС отмечает, что необходим индивидуальный подход к каждому налогоплательщику и его операциям. Но все же есть вероятность, что документы по сделкам менее чем на 500 тыс. рублей налоговики будут запрашивать в последнюю очередь.

  • «…Некоторые коллеги сделали неверный вывод о том, что ВАС РФ дал зеленый свет однодневкам…»

Изменение подходов к доказыванию необоснованной налоговой выгоды, судя по всему, будет еще одной яркой тенденцией следующего года. Все из-за постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.10 № 18162/09 по делу ОАО «Муромский стрелочный завод». Напомним, суд решил, что недостоверные подписи сами по себе не говорят о необоснованной налоговой выгоде, главное – это реальность сделки. Но налоговики не собираются отчаиваться даже в случаях, когда не могут доказать фиктивность сделки. Они будут очень интересоваться, почему налогоплательщик выбрал именно этого контрагента. Выбор можно будет объяснить деловой репутацией, наличием необходимых ресурсов и опыта, привлекательностью условий сделки и т. д. При нетипичных для вашей компании сделках стоит заранее обдумать, чем можно будет обосновать заключение договора с этой конкретной организацией. Одной выпиской из ЕГРЮЛ компании не обойтись.

  • «…Необходимо выставлять требование о представлении копий именно тех документов, которые войдут в материалы налоговой проверки…»

В истребовании документов в наступившем году скорее всего произойдут значительные перемены. Налоговики уже ввели в свой информационный ресурс практически 100 процентов документов, и все вновь поступившие от налогоплательщиков бумаги надо будет тоже заносить туда. Так что требовать вагоны «первички» теперь инспекторам вряд ли захочется. ФНС предлагает выходить из положения с помощью ознакомления с оригиналами. Для этого разработаны уведомления об ознакомлении с документами (письмо ФНС России от 08.10.10 № АС-37-2/12931 @ ). Инспектор должен сначала направить налогоплательщику такое уведомление, посмотреть оригиналы, а затем выборочно запросить копии документов. Таким образом ФНС рекомендует поступать как при выездной, так и при камеральной проверке.

Кстати, информацию налоговики будут истребовать сколько угодно раз. А как ее представить, если не в виде пояснений и неформализованных документов. Но в ФНС не придумали, как систематизировать и хранить подобные документы – слишком они многообразны. Таким образом, у инспекторов появилась небольшая лазейка – с помощью запроса информации повторно получить ранее истребованные документы.