Утверждены новые уведомления инспекции о приеме электронных деклараций.

Появилась доверенность для сдачи электронного отчета через представителя

С этого года действует новая методичка по электронному документообороту между компанией и инспекцией*. Все изменения для компаний, которые отчитываются через интернет, позитивные. Федеральная налоговая служба постаралась прояснить спорные моменты, из-за которых у компаний на практике возникали проблемы с отчетностью через интернет.

Уведомления из инспекции стали понятнее

ФНС навела порядок с уведомлениями, которые должна отправлять инспекция после получения отчета компании по телекоммуникационным каналам связи. Часто налоговики высылали организациям протокол о том, что декларация принята, но в ней есть ошибки. И было совершенно не ясно, что в этой ситуации делать: отправлять уточненную отчетность или вообще сдавать новую декларацию.

Налоговая служба в своей новой методичке конкретизировала все уведомления, которые могут прийти компании. Теперь их три: «Квитанция о приеме», «Уведомление об отказе» и «Уведомления об уточнении». Названия говорят сами за себя. Если пришла квитанция о приеме, то в декларации все в порядке. Если налоговики прислали уведомление об отказе, то необходимо заново сдать отчетность – первоначальная декларация вообще не принята. А третье уведомление означает, что у инспекторов есть вопросы по отчету или необходимо представить в налоговую дополнительные сведения.

Утверждена форма доверенности представителя

В методичке налоговики прояснили моменты, как сдавать электронную отчетность через централизованную бухгалтерию, специализированную компанию или другого представителя. Чтобы представитель мог заверить отчет своей электронной подписью, в налоговую инспекцию необходимо заранее направить специальную доверенность, выписанную на него (приложение 1 к приказу). В доверенности пишут срок, на который она выдана, номер, сведения о доверителе, уполномоченном представителе, полномочиях представителя. Кстати, в образце из методички уже есть примерный перечень полономочий.

Передать готовый документ можно непосредственно через систему подачи электронной отчетности. Главное – отправить доверенность до того, как представитель начнет отчитываться за компанию.

Названы нештатные ситуации при передаче отчетности

Федеральная налоговая служба разъяснила в новой методичке, что считать «внештатными ситуациями» при сдаче электронной отчетности. Это несогласие компании с отказом в принятии отчетности инспекцией, невозможность устранить причины сбоя в электронном документообороте и нарушения в работе средств защиты данных.

У налоговой инспекции и спецоператора имеются в распоряжении одни сутки (без учета выходных и праздничных дней), чтобы решить возникшую проблему. Например, наладить работу системы или выяснить у компании причины ее несогласия с отказом инспекции.

Если разрешить ситуацию в течение отведенного срока не получилось, налоговая инспекция должна создать комиссию. На нее приглашают представителей компании, спецоператора удостоверяющего центра, а при необходимости разработчиков программного обеспечения, которое используется для сдачи и приема отчетности. Комиссия должна принять общее решение по проблеме и составить акт.

Приказ ФНС России от 02.11.09 № ММ-7-6/534@.