Законопроекты о трансфертном ценообразовании и о введении консолидированной группы налогоплательщиков Госдума примет в первом чтении до конца этого года, сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов.

Самое принципиальное изменение по сравнению с сегодняшним законодательством - под контроль попадут внешние сделки по продаже услуг, имущественных прав, информации и интеллектуальной собственности, а также операции с офшорами и все внешние сделки с нефтью и нефтепродуктами, металлами и драгоценными камнями. А внутри страны налоговики будут контролировать сделки между связанными лицами на сумму более 1 млрд рублей в год.

Одновременно будет расширен перечень взаимозависимых лиц. В него войдут: основное общество и дочерние компании; компании и члены их советов директоров; предприятия, в которых руководителем является одно и то же лицо; а также компании, когда доля непосредственного участия каждой предыдущей в каждой последующей составляет более 20 процентов.

Впервые попали в этот список и такие редкие для России лица, как учредитель доверительного управления, доверительный управляющий и выгодоприобретатель, а также доверительный управляющий и организации, управление которыми осуществляет доверительный управляющий, пояснил директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуар Савуляк.

"Новая веха в истории взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС в нашей стране - "возможность заключения между налогоплательщиками и налоговыми органами предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения", а также ее платность для налогоплательщиков. О цене подобной услуги пока ничего не известно, но "намеком" для определения ее уровня может являться штраф за ее нарушение, который будет "стартовать" от 1,5 млн рублей", - отмечает эксперт. Правда, вступление этой статьи отсрочено до 2012 года.

Новый закон должен помочь ФНС более продуктивно "разрушать" трансфертные схемы, выстраиваемые налогоплательщиками. "Если законопроект будет принят, то задача налоговиков существенно упростится. Если налоговый орган "качественно" проведет проверку, налогоплательщику может быть затруднительно оспаривать решение налогового органа", - говорит руководитель юридического отдела аудиторской компании МКПЦН Татьяна Винокурова.

Поэтому, скорее всего, таких схем станет меньше. Это сподвигнет многие компании работать вбелую. Другой вопрос, что даже сейчас, в период кризиса, налоговые экономии, получаемые с помощью трансфертных схем, не позволяют компаниям зарабатывать в достаточной степени, чтобы быть рентабельными. Поэтому не менее 20-30 процентов компаний, использующих трансфертные цены как основной инструмент в конкурентной борьбе, просто вымрут, уйдут с рынка", - опасается Эдуард Савуляк. В наибольшей степени это коснется импортеров. Прежде всего пострадают поставщики мебели, бытовой и электронной техники, одежды, обуви, инвентаря для населения.

У компаний возрастут трудозатраты по подготовке отчетности для ФНС в контексте таких сделок. "Не удивлюсь, если это выльется в набор дополнительных сотрудников (для средних и мелких компаний), а то и целых отделов и департаментов - для крупных компаний. Кстати, совсем не факт, что таких специалистов достаточно в самой ФНС", - предсказывает Эдуард Савуляк. Законопроект предусматривает увеличение штрафов, что, конечно, тоже радовать бизнес не может. По мнению эксперта, это косвенный признак того, что на искоренение трансфертных цен в ближайшее время будут направлены основные усилия ФНС.

"Некоторым плюсом для бизнеса станет введение практики исключения из-под контроля сделок, сумма доходов и расходов по которым менее 1000 млн рублей, от которой начинается контроль. Такие меры дадут возможность спокойно работать малому бизнесу, правда, законопроект приводит ряд исключений из этого правила. Также к плюсам можно отнести более подробное раскрытие этого вопроса в Налоговом кодексе, благодаря чему будут лучше понятны налоговые последствия и риски сделки", - считает генеральный директор группы компаний "Аудит и Право" Сергей Елин.